Старые грабли. Как может библиотекарь оценить достоинства исполнения скрипача?

«проблема судейства», которая вызывает «чувства омерзения»

Не так давно Новополоцк отметил свое 60-летие. В рамках Дня рождения города в центральной библиотеке им.В.Маяковского состоялся праздник для всех любителей гитары и авторской песни – первый открытый городской конкурс бардовской песни «Семь струн души». Торжества прошли, но послевкусие осталось.

В редакцию «Витебского курьера» обратилась Римма Авилова, руководитель новополоцкого творческого объединения  «Душа в душу». Автор письма эмоционально, но вместе с тем весьма убедительно подымает проблему судейства. Предлагаем вашему вниманию полный текст, без сокращений и вмешательств в линию повествования.

Дипломы лауреатов I степени вручаются:

в номинации «Автор-исполнитель» – брутальному мужчине Ильину И.А.,..

в номинации «Коллектив» – охренительной группе «Шанс»,..

в номинации «Исполнитель» – хорошему мальчику Версану С.Н!..

(Из заключительного слова председателя жюри)

Давно отгремели праздничные мероприятия, отшумели салюты: Новополоцк ярко отметил свой юбилей!  Но в ушах моих всё звенит ещё эхо первого городского фестиваля бардовской (авторской) песни, который город впервые собрался-таки провести к 60-летию своего существования. И оно, говоря «по-современному», как бы, и понятно что первый-то блин… И пусть история, о которой пойдет здесь речь, как и многие подобные ей, стара как мир, но мир-то наш, вот ведь чудо, имеет свойство меняться! Тем недвусмысленнее выглядит последнее дежавю, напоминающее события почти десятилетней давности.

Проблема, с которой столкнулись новополочане в 2009 году на первом конкурсе художественной самодеятельности в рамках производственного предприятия «Нафтан» в двух словах может быть сформулирована как «неадекватность судейства»! Тогда, стихийно собранная коллегия жюри, похоже, не только не имела профессиональной подготовки (музыкального, эстетического образования), но даже не определяла для себя критериев оценки номеров.  И вот сегодня, уже на конкурсе бардовской песни в рамках города, мы столкнулись с ситуацией, которую иначе как «старые грабли» не назовёшь! Особое недоумение при этом вызывает то, что четверо из пяти членов нынешнего жюри должны хорошо были бы быть знакомы с обсуждаемой проблемой уж хотя бы потому, что прекрасно знают одного из участников и того, и нынешнего конкурса – Д.Паруса – долгие годы. Должны были бы знать они и о том, что резонансом судейской проблеме тогда в местной печати появилась его статья «Звёзды» или «искры», предлагавшая конструктивную методику её решения. Но, почему-то наш «воз» – и ныне там!

Прибывшая из минского педуниверситета госпожа Т.Г.Жилинская на непонятных основаниях (потому лишь, что, по её словам, пять лет занималась бардовской песней, одержав массу побед?!) объявила себя председателем жюри и… наломала таких дров, что люди, уходя с вечера домой, как бы это помягче выразиться…, – не знали как смотреть в глаза друг другу! И всё уже хотя бы потому, что из трёх номинаций конкурса только в одной был определён победителем действительный лидер – группа «Шанс». Да и то, этот ансамбль фактически не должен был стать участником – он не из Новополоцка, и даже не из Полоцка, который можно было бы с натяжкой отнести к нашему городу, учитывая перспективное (когда вот только?) слияние городов. Ссылки же на то, что конкурс якобы «открытый», здесь совершенно неуместны: ведь, если он «городской», то – для  горожан! Иначе к нам смогут приехать и Розенбаум, и «Skorpions», и ещё… неизвестно кто!.. Проще говоря, налицо будет факт профанации идеи местного конкурса. Да и кто из местных дерзнёт с ними соревноваться? Очень любопытно и то, как наши «специалисты по эстетике» стали бы оценивать этих грандов. Ну, а как они это умеют делать, было прекрасно продемонстрировано в других номинациях, когда на места победителей были назначены (подчёркиваю – назначены, а никак не выявлены) далеко не истинные реальные лидеры конкурса, определявшиеся даже непрофессионалами. Достаточно сказать, что в номинации «Автор-исполнитель» вообще не был «замечен» великолепный номер – песня об афганской войне, с восторгом принятая залом, собравшая, пожалуй, самые большие овации и ранее, по заявлению автора, уже бравшая гран-при на других фестивалях…

Так в чём же дело, какими критериями руководствовалось библиотечное жюри, оценивая номера и исполнителей? В «Положении» конкурса были продекларированы следующие критерии оценок: исполнительский уровень, творческая индивидуальность, художественность и самобытность материала, соответствие номера жанру, сценический образ. …Но, сразу же спросим: «Где главное?» Где главный и, следовательно, однозначно необходимый присутствовать в оглашаемом списке критерий оценки произведения искусства? Почему его там нет? Нет, я, конечно, могу предположить, что далеко не каждому любителю искусства доводилось изучать искусствоведение в своей жизни. Но если уж вы, господа, собрались судить артистов, будьте добры познакомиться хотя бы с азами этой науки. А эта наука, как и все другие гуманитарные, за ответом обращается к психологии, а та, стараниями Л.С.Выготского, едва ли не единственного из всей отечественной школы психологии признаваемого за рубежом, отвечает на этот вопрос просто и ясно: главная функция искусства (соответственно и главный критерий его оценки!) – педагогическая! Но если эта истина, доказанная нашим великим земляком, ещё почти сто лет назад, до сих пор неизвестна нашим цензорам…, простите, имеют ли они право считаться таковыми?

Не потому ли, господа, вы и пытаетесь спрятаться за ширму конкурсного «Положения», хотя в нём почему-то фигурируют и «10-ти балльная шкала», и «открытое голосование»? Кто их видел?.. И к чему ваши критерии «сценический образ», «художественность и самобытность», если они вполне поглощаются – «творческой индивидуальностью»? «Соответствие номера жанру» – вообще нечто невразумительное: ведь, если номер не будет «соответствовать», кто его допустит на конкурс (по «результатам отборочного тура»)? И уж, если говорить об этом заочном туре, тем более возникает вопрос, а что, собственно, будет оценивать жюри непосредственно на конкурсе, если оно уже видело (слышало) все номера в записи и могло уже всё оценить досрочно? Полный абсурд!.. Единственно – не совершил ли конкурсант подлог материала, воспользовавшись чужими услугами при подготовке. Но это уже скорее прерогатива, позвольте, милиции, а не специалистов по эстетике!

И, тем не менее: заочно ли, очно ли, но при отсутствии главного критерия оценки цензоры вновь и вновь «наступят на старые грабли», противореча самим же себе! Ведь в «Положении» заявлено, что главными задачами конкурса авторы видят популяризацию самодеятельности, реализацию творческого потенциала, формирование эстетического вкуса, сохранение традиций. И здесь – одни вопросы! Как, позвольте, конкурсанты смогут реализовывать свой потенциал, но не нарушать традиций? Ведь, задача каждого творца – «творить никого не повторяя»! Это азбучная истина. Но уж если жюри и не вспомнит о педагогике, о воспитывающей роли искусства, тогда в «лидеры» мгновенно попадут дворово-подзаборные однодневки, а настоящая гражданская лирика, патетика, патриотизм – выйдут в «аутсайдеры», что и произошло на прошедшей встрече, о чём мы и говорили!

Аргументируя причину «победы» исполнителя С.Н.Версана г-жа Жилинская без всякого зазрения совести прямо заявила: «Молодых надо поддерживать!» И не важно, что её «молодой», чтоб попадать в ноты боялся даже оторваться от стула, в то время как «немолодые» во время своих выступлений свободно разгуливали по залу…

Но позвольте спросить вот тогда, причём здесь вообще КОНКУРС, если первенство всё равно определяется по возрастному признаку?! Не проще ли было ограничиться сверкой паспортов? Да и вообще, если так рассуждать можно дополемизироваться, скажем, до «идеи», что новый «Запорожец» – лучше ненового «Мерседеса»!..  Железная логика! Нет слов!..  Нет, если Вы так любите юниоров, госпожа, устройте для них отдельное состязание или хотя бы проведите их через младшую номинацию, предусмотренную, кстати, организаторами и не востребованную Вами!.. Вы, вообще, знакомились с положениями конкурса?.. Ах, да: Вашему фавориту к несчастью, видимо, уже перевалило за 14-ть!..

Как тут не вспомнить замечательный фильм Э.Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово».  Помните: «Проверка – она всем проверка»!  Наши господа «цензоры» в первую очередь оценивали ведь себя самих!  Да и как бы с фамилией «Жилинская» не случилось метаморфозы, соответствующей кинематографической: помните как из «Мерзляева» получился «Мерзяев»?!..

Но самое печальное – какой «эстетический вкус» при всём том организаторы собирались воспитывать у присутствующих, и о какой «популяризации» смотра можно говорить, если люди уходили с него с ощущением… действительно омерзения! Пусть не все – те, кто постарше, кто уже понял, что такое «суровая» реальность!  Но опять же: какой этический вкус при том будет формироваться у молодёжи, прекрасно видящей своим «свежим взглядом» всю дремучесть ситуации абсурда?!  Ведь даже у председателя жюри, битый час распинавшейся перед конкурсом о своём факультете эстетики, при подведении итогов не нашлось других «эстетических» категорий, для обоснования своих решений как «брутальный» и «охренительная»! Не знаю, может быть, правильное правописание – «охринительная»?… Может кто-либо подскажет – в каком эстетическом словаре наша а-ля Казарновская нашла такие дефиниции? О каком воспитании при том, какого эстетического вкуса речь – кто-нибудь ответит?..

Вот и получается, что, если, по крайней мере, по условиям конкурса решения жюри «обжалованию и пересмотру не подлежат», нам только и остаётся, как обжаловать его само – это самое жюри-ОПГ!  Ответьте, пожалуйста, господа, как может библиотекарь по образованию, оценить достоинства исполнителя по образованию скрипача? Да даже пианист – гитариста?.. Насколько я понимаю, в жюри был только один профессиональный музыкант! В чём проблема? Нет в городе других музыкантов, искусствоведов?!  Да и зачем далеко ходить. Всё тот же представитель нашего коллектива «Душа в душу», упомянутый уже Д.Парус, повторимся, специально для подобных мероприятий разработал методику оценки номеров художественной самодеятельности. Его система критериев обсуждалась и на республиканском уровне (газета «Культура» №11 за 2011г.), и с благодарностью (по словам руководства завода – «в полной мере») была принята к применению на ОАО «Нафтан»! Так зачем сейчас снова, спрашивается, изобретать велосипед, если он уже изобретён, причём даже в самом Новополоцке?

После одного из подобных конкурсов я спросила у Паруса:

«Зачем ты посещаешь все эти акции-недоразумения и даже участвуешь в них?»

Ответ был предельно прост:

«Если не я, то кто? Если не я – педагог – кто напомнит людям о сверхзадаче искусства! Для меня каждое выступление, каждый номер – акт педагогического воздействия! Так или иначе, я вношу свою лепту в копилку духовного развития города. Причём, я воздействую не только на зрителей, но прежде всего на исполнителей – своими аранжировками, неожиданными транскрипциями известных композиций. Подаю пример креативной бескомпромиссности, презирающей конъюнктурные запросы толпы и тем более – жюри. Настоящий артист должен быть учителем и вожаком, вести за собой, а не идти на поводу! Должен сеять «разумное, доброе и вечное», но каждый раз по-новому: в каждую новую историческую эпоху!.. Впрочем, чтобы по достоинству оценить бескомпромиссность и педагогичность, креативность и новаторство самому надо обладать таковыми качествами! Но ведь, так или иначе, мои номера всем приходится сравнивать с другими, и пусть «в споре рождается истина»! А ещё, каждому конкурсанту я бы посоветовал стремиться стать лучшим, а не титулованным!  Ведь «победа» назначенная липовыми судьями – не что иное, как клеймо позора и убогости!  Ну, а жюри… Каким судом судят они «таким судом будут судить» и их! Своим бесчестьем они не поощряют, не развивают, а разлагают людей: и исполнителей, и зрителей! И если безнаказанность порождает преступность, то протекционизм – бессовестность и разгильдяйство! Кругом и рядом мы встречаемся сегодня то с продажностью, то с некомпетентностью судейства. И, если с первым злом, должны бороться МВД и даже КГБ (на кону – нравственность нации!), то со вторым – и мне очень даже по плечу! Уже одно моё присутствие на подобных форумах, думаю, заставляет наших судей, уж если не вспомнить о совести, то хотя бы – чаще оглядываться по сторонам при распределении мест!  Ну, а то, что они не жалуют меня либо других, кого должны были бы… Так ведь они тем самым «оскверняют» не меня, не их – себя самих, ибо «не может осквернить входящее, но лишь исходящее оскверняет»! Впрочем, если для кого-то это – слишком «высокие материи», у него ещё «всё впереди». И ему нужно помочь в постижении истины!  Да ведь и, не только для себя – для всех написал я и свою научную работу, и статьи публикую…»

…Прошли годы. Прошёл ещё один конкурс… Но я снова делаю вывод. Нет, не достаточно ещё написано, недостаточно оговорено! Нужно писать, нужно говорить о проблеме судейства, о связи этой беды с бедами общества!

Или кого-то всё же устраивают «старые грабли»?

Как начинался Новополоцк. Редкие кадры, сделанные ровно 60 лет назад.

Как в Новополоцке 50 лет назад отмечали день рождения города. Редкие кадры и эксклюзивное путешествие в прошлое.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА