«Сакральный центр Витебска»: 8 росписей на Ратушной площади города

Авторские статьи

как изменялась центральная площадь с 70-х годов

История стрит-арта – это не история современной молодежной хип-хоп культуры. Еще в  советское время на этот вид искусства не жалели средств: на стенах зданий и жилых домов торжествовала героика – трудовая и эпическая.

Большинство работ того времени носили идеологический характер: они демонстрировали успехи советских людей на производстве, в сельском хозяйстве, в спорте, науке и искусстве, а позднее – в освоении космоса. Однако среди настенных рисунков того времени встречались и росписи, которые были способны показать историю города. Именно о такой стенописи рассказывает доктор искусствоведения, профессор Татьяна Котович в монографии «Сакральный центр Витебска».

С начала 70-х годов XX века угол дома на улице Толстого (квадратный торец) и на углу улицы Суворова (большой вертикальной формы торец), а также длинную горизонтальную стену между торцами стали расписывать витебские художники. Росписи представляли собой плакаты-идеологемы, на которых были изображены большие фигуры рабочих или гербы и храмы Витебска, советская символика или панорама древнего города.

«С чертежом города»

Во время подготовки к празднованию 1000-летия Витебска в 1973 году был подготовлен проект с могучими фигурами воинов и городских ремесленников.

«Сакральный центр Витебска»: 8 росписей на Ратушной площади города
Фото evitebsk.com

В правой части росписи располагался чертеж города, окруженный стеной с въездными брамами. На торцевой стене дома, начинающего улицу Суворова, был изображен герб Витебска с мчащимся всадником.

«Сакральный центр Витебска»: 8 росписей на Ратушной площади города
Фото evitebsk.com

«Революционное»

На торце дома по улице Толстого в 1977 году появилась мощная фигура рабочего в косоворотке и кепке с листовками в руке. Слева от него располагались изображения заводских корпусов и дымящихся труб. Далее – плотные ряды рабочей демонстрации, а на фоне знамен и клубов дыма стремящийся вперед бронепоезд.

«Сакральный центр Витебска»: 8 росписей на Ратушной площади города
Судя по сохранившемуся фрагменту фотографии, панно было сделано к 60-летию Октябрьской революции. Фото evitebsk.com

К сожалению, невозможно предположить, что было изображено в центре и правой части росписи.

«С гимном»

В 1981 году вид Ратушной (Рынковой) площади преобразился благодаря яркому красному цвету панно, на котором «лесенкой» в левой и центральной части крупным рубленым шрифтом были вычеканены золотисто-желтые строчки гимна СССР на белорусском языке:

Партыя Ленiна
Сiла народная
Нас да вышынь
Камунiзма вядзе.

«Сакральный центр Витебска»: 8 росписей на Ратушной площади города
Первая половина 80-х годов. Фото К. Гусакова

На вертикальной части панно (торцевая часть дома на улице Суворова) оранжево-красное на золотистом фоне изображение напоминало собой рельеф, элементы которого были похожи на детали технологического пейзажа.

«Сакральный центр Витебска»: 8 росписей на Ратушной площади города
Фото из книги «Витебск. Энциклопедический справочник»
«Сакральный центр Витебска»: 8 росписей на Ратушной площади города
Фото evitebsk.com

«Красные звезды»

Через четыре года появилось следующее изображение с красным огромным серпом/молотом, с золотыми звездами, вписанными в ярко красные звезды.

«Сакральный центр Витебска»: 8 росписей на Ратушной площади города
Фото монография «Сакральный центр Витебска»

«Красновато/кирпичные храмы»

В 1988 году художники Сергей Бабура, Андрей Дмитров и Олег Седловский создали роспись похожую на старый пергамент или фрагмент берестяной грамоты.

«Сакральный центр Витебска»: 8 росписей на Ратушной площади города
Фото из монографии Татьяны Котович «Сакральный центр Витебска»

В небесах над храмами и городом ровными рядами «плыли» строки летописи о Витебске. А верхний, венчающий изображение орнамент, как будто проступал сквозь время из прошлого.

«Сакральный центр Витебска»: 8 росписей на Ратушной площади города
Фото-монтаж Алеся Мемуса

«Голубая роспись»

На стенах зданий в 1990 году возник нереальный город, растворяющийся в небесной дымке. Храмы, которые в прошлом возвышались в разных местах Витебска, на изображении размещались в единой городской панораме.

«Сакральный центр Витебска»: 8 росписей на Ратушной площади города
Фото evitebsk.com

«Храмы Витебска»

Третий вариант росписи утраченных витебских храмов в исполнении команды Сергея Бабуры был выполнен в начале 1991 года. На панно город был представлен как архитектурно-скульптурное единство, в котором стены храмов поддерживали друг друга.

«Сакральный центр Витебска»: 8 росписей на Ратушной площади города
Фото из монографии Татьяны Котович «Сакральный центр Витебска»

«Синяя река»

Александр Досужев в 1998 году создал последнее из существовавших на этих стенах плоскостное панно. Любопытно, что на торце дома на улице Суворова художник изобразил Воскресенскую церковь.

«Сакральный центр Витебска»: 8 росписей на Ратушной площади города
Фото evitebsk.com
«Сакральный центр Витебска»: 8 росписей на Ратушной площади города
Художник А. Досужев. Фото И.Барсукова

Напомним, в 2001 году началось восстановление храма Воскрешения Христова на своем историческом месте. Весной 2009 года над церковью были подняты колокола.

А совсем недавно в Витебске появились новые красочные арт-объекты, на фоне которых уже фотографируются и проводят профессиональные фотосессии.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий