«Сакральный центр Витебска»: 8 росписей на Ратушной площади города

как изменялась центральная площадь с 70-х годов

История стрит-арта — это не история современной молодежной хип-хоп культуры. Еще в  советское время на этот вид искусства не жалели средств: на стенах зданий и жилых домов торжествовала героика – трудовая и эпическая.

Большинство работ того времени носили идеологический характер: они демонстрировали успехи советских людей на производстве, в сельском хозяйстве, в спорте, науке и искусстве, а позднее — в освоении космоса. Однако среди настенных рисунков того времени встречались и росписи, которые были способны показать историю города. Именно о такой стенописи рассказывает доктор искусствоведения, профессор Татьяна Котович в монографии «Сакральный центр Витебска».

С начала 70-х годов XX века угол дома на улице Толстого (квадратный торец) и на углу улицы Суворова (большой вертикальной формы торец), а также длинную горизонтальную стену между торцами стали расписывать витебские художники. Росписи представляли собой плакаты-идеологемы, на которых были изображены большие фигуры рабочих или гербы и храмы Витебска, советская символика или панорама древнего города.

«С чертежом города»

Во время подготовки к празднованию 1000-летия Витебска в 1973 году был подготовлен проект с могучими фигурами воинов и городских ремесленников.

Фото evitebsk.com

В правой части росписи располагался чертеж города, окруженный стеной с въездными брамами. На торцевой стене дома, начинающего улицу Суворова, был изображен герб Витебска с мчащимся всадником.

Фото evitebsk.com

«Революционное»

На торце дома по улице Толстого в 1977 году появилась мощная фигура рабочего в косоворотке и кепке с листовками в руке. Слева от него располагались изображения заводских корпусов и дымящихся труб. Далее — плотные ряды рабочей демонстрации, а на фоне знамен и клубов дыма стремящийся вперед бронепоезд.

Судя по сохранившемуся фрагменту фотографии, панно было сделано к 60-летию Октябрьской революции. Фото evitebsk.com

К сожалению, невозможно предположить, что было изображено в центре и правой части росписи.

«С гимном»

В 1981 году вид Ратушной (Рынковой) площади преобразился благодаря яркому красному цвету панно, на котором «лесенкой» в левой и центральной части крупным рубленым шрифтом были вычеканены золотисто-желтые строчки гимна СССР на белорусском языке:

Партыя Ленiна
Сiла народная
Нас да вышынь
Камунiзма вядзе.

Первая половина 80-х годов. Фото К. Гусакова

На вертикальной части панно (торцевая часть дома на улице Суворова) оранжево-красное на золотистом фоне изображение напоминало собой рельеф, элементы которого были похожи на детали технологического пейзажа.

Фото из книги «Витебск. Энциклопедический справочник»

Фото evitebsk.com

«Красные звезды»

Через четыре года появилось следующее изображение с красным огромным серпом/молотом, с золотыми звездами, вписанными в ярко красные звезды.

Фото монография «Сакральный центр Витебска»

«Красновато/кирпичные храмы»

В 1988 году художники Сергей Бабура, Андрей Дмитров и Олег Седловский создали роспись похожую на старый пергамент или фрагмент берестяной грамоты.

Фото из монографии Татьяны Котович «Сакральный центр Витебска»

В небесах над храмами и городом ровными рядами «плыли» строки летописи о Витебске. А верхний, венчающий изображение орнамент, как будто проступал сквозь время из прошлого.

Фото-монтаж Алеся Мемуса

«Голубая роспись»

На стенах зданий в 1990 году возник нереальный город, растворяющийся в небесной дымке. Храмы, которые в прошлом возвышались в разных местах Витебска, на изображении размещались в единой городской панораме.

Фото evitebsk.com

«Храмы Витебска»

Третий вариант росписи утраченных витебских храмов в исполнении команды Сергея Бабуры был выполнен в начале 1991 года. На панно город был представлен как архитектурно-скульптурное единство, в котором стены храмов поддерживали друг друга.

Фото из монографии Татьяны Котович «Сакральный центр Витебска»

«Синяя река»

Александр Досужев в 1998 году создал последнее из существовавших на этих стенах плоскостное панно. Любопытно, что на торце дома на улице Суворова художник изобразил Воскресенскую церковь.

Фото evitebsk.com

Художник А. Досужев. Фото И.Барсукова

Напомним, в 2001 году началось восстановление храма Воскрешения Христова на своем историческом месте. Весной 2009 года над церковью были подняты колокола.

А совсем недавно в Витебске появились новые красочные арт-объекты, на фоне которых уже фотографируются и проводят профессиональные фотосессии.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА