Грустно, но факт. Почему в сельском хозяйстве повальное воровство и как с этим бороться

милиционер из Россон считает, что дело повышением зарплат не решишь и что причина в менталитете

Чаще всего нечистые на руку работники воруют топливо. Только за последнюю неделю в Россонском районе прокуратурой и правоохранителями было выявлено три подобных факта. С какими же видами хищений чаще всего сталкиваются  сельхозпредприятия  и  какие  методы борьбы с этим считаются самыми действенными?

Как воруют?

27  апреля  в  РОВД  поступила  информация о хищениях дизтоплива с мехдвора ОАО «Клястицы». Сотрудниками  Россонского РОВД  с  санкции  прокурора  был  проведён осмотр жилищ  и придомовых  территорий механизаторов  предприятия. Информация получила своё подтверждение. Так, 51-летний водитель не постеснялся и слил из бака служебного автомобиля «ГАЗ» 34 литра топлива. Казалось бы, немного, но в денежном эквиваленте – это практически 36 рублей. И не факт, что случай единичный!  26-летний  механизатор  опустошил  бак трактора «МТЗ» на 20 литров дизельного топлива – минус  21 рубль из бюджета сельхозпредприятия. Ещё один механизатор из  бака  трактора, принадлежащего  предприятию, также слил  топливо. Канистру с окрашенным  «дизелем»  милиционеры  обнаружили в подвальном помещении. 18 литров – и почти 19 рублей ущерба предприятию. Все  мужчины  привлечены  к административной ответственности, на них наложены штрафы в размере от 10 до 20 базовых величин.

Почему воруют?

К  сожалению,  реалии  таковы, что воровство топлива стало повсеместной практикой в аграрной отрасли и даже не считается чем-то зазорным. Оно уходит корнями в советские  времена, когда люди жили по принципу: «Три  мешка государству, один – себе». Времена изменились, а желание взять всё, что плохо лежит, у некоторых работников аграрных хозяйств осталось. Да и искушение  велико: на полях много  техники с вместительными  баками, на складах ждут своего часа тонны  удобрений, средств защиты растений и  самого  зерна,– говорит временно исполняющий обязанности заместитель начальника  РОВД по идеологической работе и кадровому обеспечению Александр  Титов. – Зачастую рабочие воруют всё, что может пригодиться в собственном хозяйстве, либо то, что  можно  сразу  продать: топливо, посевной материал, удобрения, корма, зерно, запчасти. Чаще всего – топливо. А между тем расходы на горючее в хозяйствах часто достигают  30% от всех затрат. И эта сумма растёт пропорционально  масштабам  хищений. Существует огромное количество схем, с помощью которых недобросовестные люди, работающие с транспортом и спецтехникой, могут осуществлять  махинации с топливом – начиная с  банального слива горючего,чтобы потом перепродать, заканчивая подкручиванием  показаний спидометра или счётчика моточасов. И это воровство существует почти везде, где за этим не следят, – уверен Александр Николаевич. Так  «ушедшие  литры» для  предприятия  становятся золотыми.

Как борются?

Как предотвратить хищение топлива – вопрос, который всегда на повестке дня. Порядка пяти лет назад государство стало бороться с расхищением горючего. Тракторы, комбайны и прочая техника в сельском хозяйстве начали работать на разноцветном топливе. Министерство сельского хозяйства и продовольствия обратилось в концерн «Белнефтехим» с предложением изучить возможность окрашивания топлива, и на нефтебазах стали окрашивать бензин и дизельное топливо.

Перед тем как отправить в хозяйство бензин, сегодня его окрашивают в синий цвет, а дизельное топливо – в зелёный, – поясняет  Александр  Николаевич. – Идея  с окрашиванием не нова. В соседних странах это  делают давно. Для того чтобы цвет  топлива изменился, достаточно всего 50 – 100 граммов краски на несколько тонн. Поскольку «крашеное» топливо используются только в сельском хозяйстве, перекупить его нельзя.

В период посевной перед правоохранителями стоит задача усилить борьбу с мелкими хищениями в хозяйствах. Особое внимание сотрудники милиции уделят вопросам сохранности нефтепродуктов. Вплоть до того, что топливные баки личного транспорта  будут проверяться не только у работников сельхозпредприятий, но и  у всех  автовладельцев. Сегодня, к сожалению, это вынужденная мера, – констатирует Александр Николаевич.

 

Что делать?

Вопрос очень сложный. Спроси ответ на него  у  любого  работника отрасли и услышишь: «Дайте высокие зарплаты!» Всего -то? Как же руководители раньше  не  догадались?!  Может, и вправду самы  эффективный метод борьбы с воровством со стороны сотрудников – это не кнут, а пряник? Возможно, не нужно ставить возле каждого работника сторожа, а достаточно обеспечить ему достойную зарплату. Но, во-первых, высокие зарплаты нужно не получать, а зарабатывать!  Во-вторых, смогут ли они  победить воровство?

В полной мере – нет. Бывшие колхозы в сознании местных жителей так и остаются колхозами, – убеждён Александр Титов, которому  приходится сталкиваться с хищениями ежегодно. – Простые трактористы и доярки, честь и хвала их труду, при отсутствии контроля способны нанести агробизнесу огромный ущерб. Прежде всего, в виду особенностей своего менталитета и прямого контакта с объектом  мошенничества. Ведь красть по чуть-чуть кажется нестрашным, а к каждому, кто работает в поле, контролёра не приставишь. Вот и остаётся действовать проверенными методами. Грустно, но факт.

Возможно, если бы вопрос регулировался на законодательном уровне, где были бы приняты ужесточённые меры наказания для таких людей, то их было бы в разы меньше? Да, сегодня согласно Декрету № 5 руководитель может за воровство и расторгнуть контракт с нечистым на руку сотрудником, и  ущерб, нанесённый предприятию, удержать из зарплаты, но где гарантии, что, заплатив штрафы, человек не совершит краж повторно? Таких гарантий нет! А вот если бы единожды  укравшему человеку запретили вести деятельность в сельскохозяйственной сфере, то, возможно, механизаторы и не думали бы, мол, ничего страшного, выгонят – устроюсь на другую работу, так как наверняка бы знали, что больше никогда не смогут  работать в этой сфере. Попал в чёрный список – свободен! Возможно, тогда совесть, которой явно не хватает некоторым работникам, стала бы  главным критерием в труде. А пока этого нет, руководители предприятий, чтобы следить за действиями работников, будут использовать новинки техники, которые помогают отслеживать перемещение транспортных средств и сельскохозяйственной  техники,  датчики топлива, внесения удобрений и норм высева, будут  контролировать правильное расходование ресурсов. По сути, эти меры помогут свести к минимуму хищения в АКП.