Витебский космос Марка Шагала в фильме «Русские евреи»

восхитительная анимация на тему картин художника 

Недавно в интернете появился фрагмент второго фильма журналиста Леонида Парфенова «Русские евреи» о «самом знаменитом еврее мировой живописи — выходце из Витебска Мойша Хацкелевиче — Марке Захаровиче — Шагале».

В трехминутном эпизоде над современным Витебском летают анимированные петухи, козы и скрипачи Марка Шагала. А сам Парфенов сидит на крыше дома на улице Покровской, где когда-то, возможно, сидел сам художник.

Леонид Парфенов на крыше дома-музея Марка Шагала в Витебске. Скрин фильма «Русские евреи»

Кстати, чтобы забраться на эту крышу, телеведущему пришлось договариваться напрямую с КГБ РБ.

Хотя крыша совершенно не предназначена для сидения. Это металлочерепица, которая жестко сходится на верхушке, очень неудобно, — признался Парфенов на презентации фильма.

Вот она — крыша Шагала и его деда — отсюда открывается вид на витебский космос. Завороженно смотрит отсюда еврейский мальчишка и вдохновенно играет здесь знаменитый скрипач на крыше. А еще выше — к облакам — поднимает любовный восторг повзрослевшего Шагала и его невесту Беллу.

С самого начала и до конца долгой жизни Шагал будет писать Витебск своего детства: улицы, лавки, дворы, жителей, коз и быков. Скрин фильма «Русские евреи»

Между прочим, в фильме есть еще и другие эпизоды, посвященные Витебску. К примеру, возвращения Шагала на родину комиссаром по делам искусств.

В первую годовщину октября по городу развешано 450 панно и живописных плакатов. На многих подпись — Шагал Витебску. Товарищ комиссар создает художественную школу, устраивает выставки, оформляет спектакли, — рассказывает ведущий.

Победа революции ненадолго превращает революционное искусство — авангард — в официальный советский стиль. Скрин фильма «Русские евреи»

Дальше Парфенов, как Шагал в восемнадцатом году, оклеивает витебский трамвай наглядной агитацией в честь первой годовщины Октября:

Вот это я понимаю – способ доставки искусства в массы! 

К слову, фильм «Русские евреи» смотрится на одном дыхании, хотя два часа для документального кино — это немало.

Однако, работа Парфенова вызвала неоднозначную реакцию публики – кто-то воспринимает идею автора, кто-то с нею не согласен. Но большинство зрителей считает, тандем автора/ведущего Леонида Парфенова и режиссера Сергея Нурмамеда выдержал фирменный стиль студии «Намедни».

Напомним, в Витебске «тяжело открывался» музей Марка Шагала. И только благодаря усилиям витебской общественности, в частности председателя Шагаловского комитета, поэта Давида Симановича, помощи писателей Василя Быкова, Рыгора Бородулина, Андрея Вознесенского, вопрос с открытием музея удалось решить в 1991 году.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА