правда, подлинность произведения вызывает сомнения
Закончились торги по ранее неизвестной картине Юделя Пэна, выставленной на один из белорусских интернет-аукционов. Владельцу лота предложили за «Старого раввина» 19287 рублей 78 копеек, сообщает Еврорадио.
Юдель Пэн – известный витебский художник, имел частную художественную студию «Школа рисования и живописи». Она просуществовала с 1892 по 1918-й год. Учениками Пэна, позже прославившими своего учителя, стали Марк Шагал, Лазарь Лисицкий, Осип Цадкин. Всего Юдель Пэн написал более полутора тысяч картин. Родился Пэн в городе Ново-Александровске, сейчас это Зарасай, Литва. И уже с юных лет знал, что станет художником. Ведь это было предназначено ему самой судьбой. Вообще же в жизни Юрия Пэна происходило немало поистине мистических событий, которые повлияли на его творчество и мироощущение. 7 любопытных фактов про жизнь и творчество Пэна можно почитать здесь.
Картина появилась на аукционе 24 апреля. Стартовая цена была — 1 рубль. Но уже в первые сутки за нее предлагали 1900 рублей.
Однако подлинность работы вызывает сомнения у покупателей.
В распоряжение Еврорадио попала копия атрибуционного заключения картины, изданного в Национальном художественном музее. Экспертиза установила, что работа оказалась авторизованной копией другой картины. Она принадлежит кисти Юделя Пэна — его авторство «может быть подтверждено». Но настоящий автор сюжета, скопированного витебском художником — неизвестный европейский мастер XVIII-XIX веков.
В атрибуционном заключении сказано, что композиционно и пластически картина не характерна для творчества Юделя Пэна середины 1900-х годов:
Произведение изучено визуально и с помощью технико-технологических методов исследования. Исследование в инфракрасных лучах показало хорошо узнаваемый, не переводной авторский рисунок и масштабную сетку-разбивку полотна на квадраты, применяемую при копировании изображения других размеров.
По словам экспертов, очевидно, что картина с аукциона — копия дугого произведения. Это подтверждается наличием сетки-разбивки под слоем краски. Вероятнее всего, картина копировалась с гравюры, репродукции или фотографии, то есть с чёрно-белого изображения, что позволило Ю. Пэну поставить подпись на этой работе как на творческой авторизованной копии.
Не всё так просто и с датировкой картины:
Дата «1905», которая помещена в надписи на обороте холста, может быть как датой создания картины, так и датой нанесения надписи. Поэтому можно утверждать только, что картина была создана не позднее 1905 года.
Подпись на картине может быть настоящей подписью Юделя Пэна:
Имеет черты сходства с надписью на обороте, а также с определёнными образцами подписей Ю. Пэна. Однако наличие авторских надписей на обороте не характерно для работ Пэна. Возможно, она была сделана для участия в выставке, или, что скорее всего, она была выполнена на заказ или предназначалось для подарка.
При этом всём эксперты пришли к выводу, что картина имеет «художественную, культурную, музейную и историческую ценность».