«Мост для нас – это рай»: 5 интересных фактов про Двинский мост в Витебске

французский образец, суеверные витебляне, Белла Шагал и лошадь с шестью ногами

155 лет назад, в 1863 году, в Витебске началось строительство постоянного моста через Западную Двину, который получил название Двинский.

До нашего времени он не сохранился, а размещалась конструкция практически на том же месте, где сегодня находится Кировский мост, но немного ближе к зданию современного драмтеатра.

Двинский мост. Открытка с этим фото выпущена в Москве, 1912 год. Фото evitebsk.com

Как долго Двинский мост просуществовал, на снимках каких известных фотографов его можно увидеть и для кого он был раем?

Мы собрали 5 интересных фактов про Двинский мост.

1. До 1860-х годов правый и левый берега Двины соединял деревянный свайный мост. Практически каждый год его приходилось отстраивать заново, потому как он разрушался во время ледохода и паводка. Восстановление разрушенных конструкций занимало немало времени, например, известно, что в 1861 году отремонтированный мост был открыт лишь 21 июля.

Этой зимой замерзания Двины мы еще не дождались. Интересные факты о том, когда главная водная артерия в Витебске не покрывалась льдом вовсе, смотрите здесь.

река, двина, зима

Западная Двина в январе 2018 года. Фото Анастасии Вереск

Бывало, что свайный мост над Двиной мог разрушиться сразу после ремонта. Например, известный витебский краевед Николай Никифоровский в «Страничках из недавней старины города Витебска» описывал такой случай:

«…в 1862 году, когда вследствие майских и июньских дождей («петровских паводков»), вода поднялась до настилов, администрация спешно укрепляла мост канатными привязями к березам на Успенском бульваре и при Семеновской церкви, грузя в то же время настилку бревнами да камнями».

Двинский мост, конец XIX или начало XX века. Фото evitebsk.com

2. Возведение постоянного моста через главную реку Витебска началось в 1863 году. Образцом  стал мост на Сен-Жерменской атмосферной железной дороге, построенный в 1840 году по проекту инженеров Грина и Эми.

Как писал в своей книге Никифоровский, далеко не все витебляне хорошо отнеслись к строительству нового моста. По их мнению, возведение его началось в неурочное время года – в середине лета, когда уровень воды минимален, в непривычном месте и в «мятежный» 1863 год. Все это вместе, с точки зрения суеверных жителей города, не сулило ничего хорошего.

Да и сама Западная Двина как будто была против грандиозной постройки: вода время от времени поднималась, и работы необходимо было приостанавливать.

А интересные факты о главной водной артерии нашего города можно узнать здесь.

Двинский мост. Фото evitebsk.com

Строительство моста, под руководством подполковника Александра Феттинга, велось четыре года. Конструкция опиралась на два каменных устоя и три каменных быка, имела четыре пролета. Полотно моста состояло из поперечных деревянных брусьев, которые были покрыты двумя рядами досок. Нижние доски для долговечности были просмолены.

3. Открылся Двинский мост 26 марта 1867 года. Прошло 20 лет, и деревянные части Двинского моста потребовали замены и ремонта – движение по нему стало небезопасным. Тогда было принято решение заменить деревянные фермы железными.

Открытка начала XX века. Фото evitebsk.com

Историк Инна Абрамова нашла сведения, что автором проекта реконструкции моста стал витебский инженер Правосудович. Металлические детали изготовили на Брянском рельсопрокатном, железоделательном и механическом заводе. Причем, справились с этим довольно быстро: заказ был получен 8 сентября 1864 года, а уже 23 октября в Витебске начали собирать железные фермы. Движение по отремонтированному мосту открыли в марте 1885 года, а окончательно его реконструкция была завершена только к сентябрю.

Ширина моста составила 8,5 метров, длина – более 223 метров, а высота над уровнем реки – 20 метров. Ширина каждого пролета равнялась 44 метрам.

После того, как в 1898 году в Витебске появился трамвай, по Двинскому мосту были проложены рельсы для трамвайных вагонов. Обновленный мост простоял почти 60 лет и был разрушен в годы Великой Отечественной войны. А каким наш город увидели победители в июне 1944 года, можно узнать здесь.

Разрушенный Двинский мост в годы Великой Отечественной войны. Фото evitebsk.com

4. Двинский мост в Витебске очень полюбился фотографам. Нередко его изображение можно было увидеть на почтовых карточках и открытках. Можно сказать, что в то время мост над Двиной стал своеобразным архитектурным символом старого Витебска.

Вид на город и Двинский мост с башни Успенского собора. Снимок Прокудина-Горского. Фото evitebsk.com

Двинский мост мы может наблюдать на фотографиях Сергея Прокудина-Горского и изобретателя шторно-щелевого затвора Сигизмунда Юрковского.

Одна из самых известных работ Юрковского – «Доставка паровоза на строящуюся железнодорожную линию Орел-Витебск, 1867» – также была сделана здесь.

«Доставка паровоза на строящуюся железнодорожную линию Орел — Витебск, 1867». Снимок Юрковского. Фото evitebsk.com

Что интересно, снимок постановочный: чтобы его сделать, всем людям и животным пришлось замереть на месте на пару минут. Но в это время одна из лошадей дернулась, потому на фотографии у нее получилось шесть ног. Оригинал снимка сегодня хранится в Санкт-Петербурге.

О других изобретениях родом из Витебска можно узнать здесь.

5. Несколько строк Двинскому мосту посвятила в своей книге «Горящие огни» Белла Шагал:

«Мост для нас – это рай. Мы вырывались из тесных домишек с низкими потолками, чтобы взглянуть на небо. Улочки так узки, что неба не видно.

Церкви, острые крыши. А под мостом – река. Меж небом и водой просветляется воздух.

Ветер доносит цветочный аромат. Напротив, на левом берегу, большой городской сад. Днем на мосту толпа народу. Идут из одной части города в другую. По улицам шагаешь не спеша. А по мосту летишь стремглав. Несут вода и ветер. Сквозь деревянный настил поднимается прохлада. И совсем не хочется спускаться на землю, на мощеные улочки…».

Интересные факты о Марке Шагале можно узнать здесь, а как в Витебске открывали улицу, названную в честь всемирно известного художника, смотрите здесь.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА