непутевые заметки Игоря Куржалова
Вот и зима приближается. А вместе с нею Рождество и Новый Год. Все мы любим эти замечательные зимние праздники с Санта Клаусом, с рождественскими подарками и угощеньями!
А знаете как связан Санта Клаус и старинный город Бари, что находится на самом юге Италии, можно сказать, на каблучке итальянского сапожка? Если вам доведется когда-нибудь побывать в Бари, то обязательно нужно сходить в собор Святого Николая, где хранятся мощи этого святого. Кстати, там же похоронена и королева Бона Сфорца.
В далеком 11 веке отчаянные моряки из Бари выкрали мощи святого из турецкого города Миры и по морю привезли в Бари. Специально был построен собор, где в красивой серебряной раке были с почестями размещены мощи святого. Эта история для целого детективного романа, и при желании можно легко ее найти в Интернете.
Чтобы добраться до церкви, нужно пройти довольно длинный путь по узким кривым улочкам старого Бари. И вот, наконец, выходим на площадь перед собором. На торцевой стене барельефное изображение святителя Николая.
Дедушка с кудрявой бородой и книгой в руке окружен так называемыми «клеймами», т.е. отдельными изображениями, рассказывающими о его замечательной жизни. Здесь мы увидим, как он спасает моряков от свирепого шторма, здесь же НикОла (по итальянски именно с ударением на второй слог) останавливает меч палача и защищает невинно осужденных. Там же он побеждает зло в виде какого-то доисторического Змия и спасает от розг ребенка.
Но нас интересует левый ряд, второй барельеф снизу. Здесь изображена история о том, как Никола спас троих дочерей жестокосердечного родителя. Отец был беден, у него не было денег содержать своих юных дочек, поэтому он собирался отдать их в непотребное заведение. А Николай узнал об этом, собрал золотые монеты в мешочек и вечером, проходя мимо дома этих детей, бросил золото в открытое окно.
Так были спасены эти девочки от грехопадения, чем Никола заслужил почет и уважение своей паствы.
Но история на этом не закончилась. Шли века, постепенно Николай Чудотворец, известный своей благотворительностью, помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей, стал Санта- Клаусом. По-немецки Никола звучит как Клаус, позже ему добавили северных оленей в помощь и мешок с подарками.
Поначалу родители дарили детям подарки 6 декабря, в день святого Николая, а потом постепенно эта традиция перешла на Рождество. А знаете почему на Рождество детям кладут подарки в чулочки, вывешанные над камином? Потому что, по преданию, брошенный кошелек Николы попал через окно в детский чулок, который сушился над печью.
Итак, мы входим в собор. И нас встречает великолепно сделанная полноцветная фигура святого с золотым посохом за стеклом.
В центре главного нефа находится алтарь, но мы туда не пойдем, а последуем по правому нефу, по ступенькам, в цокольное помещение.
Это и будет крипта Святителя Николая, или по-нашему часовня Николая Чудотворца. Эта часовня отдана православным, и мощи святого хранятся именно в православной части собора. Это не очень большое и невысокое помещение со старинными колоннами, на которых очень красивые капители с фантастическими животными и растениями.
Я, как художник, наслаждался архитектурными деталями-колоннами, мозаичным полом, иконостасом, барельефами. Мощи святого хранятся под престолом в специально сделанной в полу хранительнице, где-то глубоко внизу.
Здесь регулярно проводятся православные службы, на одну из них и я попал.
Ну вот, наконец служба закончилась и мы покидаем этот красивый храм, о котором можно было бы еще написать очень и очень много.
Нас ждет сказочный городок Италии Альберобелло. Давно я уже знал о существовании города, где вместо двускатных крыш построены каменные конусовидные сооружения. Поэтому посещение Альберобелло непременно входило в мои планы, это каких-то 50 километров от Бари.
Уже километров за 20 от города начинают попадаться странные «трулло», так эти постройки называются в Италии. Обратите внимание на красную каменистую землю, на ней великолепно растут виноградники.
Выйдя из поезда на станции сразу попадаешь в сказку – вокруг тебя сгрудились жилища каких то гномов и троллей. Это ощущение дополняется еще тем, что сами постройки небольшие и входы, двери, тоже маленькие.
Гулять по этим улочкам можно часами. Даже церковь сделана в стиле «трулло».
Легенда строительства этих домов такая.
Когда-то в 16 веке их «итальянский райисполком» не разрешал почему-то селиться на этих землях. И вот крестьяне придумали такую хитрость – складывать крыши домов из пластинчатых камней, постепенно сужая их к верху, причем без скрепляющего раствора.
И когда тогдашний «председатель райисполкома» собирался приехать с проверкой, крестьянин выбивал так называемый «замковый камень» и крыша рассыпалась, а нет крыши – нет и жилого дома! Но, думается мне, что это сказки для туристов. На самом деле, как мне кажется, все прозаичнее. Просто в той местности нет лесов, а камня навалом, причем именно удобного слоистого песчаника, и, естественно, крестьяне придумали как обойтись без дерева, вот и получились такие остроумные, островерхие крыши в Альберобелло. Кстати, что-то подобное есть и в горах Осетии, и строилось так тоже из-за отсутствия дерева.
На этом мы прощаемся с «городом трулло» и возвращаемся в славный город Бари. Следующее путешествие в невообразимый Неаполь. Встретимся у Везувия!
20 очень интересных фактов про Рождество можно прочитать здесь, а про 5 сходств и различий Санта-Клауса и Николая Угодника здесь.