Из Полоцка в Южную Италию. И чем похожи старый Бари и старый Витебск

История

«Непутевые заметки» Игоря Куржалова

Вот и наступила настоящая осень. Сижу в доме около теплой печки, а на улице «пераменная воблачнасць ды кароткатэрміновыя ападкі, амаль без перапынку…» Вспомнилось последнее путешествие, и рука потянулась к (чуть не сказал перу) клавиатуре, написать по свежей памяти что-то типа «Непутевых заметок».

Люблю заранее готовиться к поездке, изучать материал по будущей стране пребывания. И в этот раз задался вопросом: что у нас есть общего – Италии и Беларуси ? И вот что я нашел ! Хотя нет, если сразу в начале повествования раскрыть всю интригу, кто же будет читать до конца ? Начнем по порядку!

Итак, осень. Южная Италия. Апулия и Кампания.

Живописные улочки Старого Бари. Справа фрески из жизни св. Николая. Фото Игорь Куржалов
Живописные улочки Старого Бари. Справа фрески из жизни св. Николая. Фото Игоря Куржалова

Если вы, приземлившись в аэропорту имени Кароля Войтылы города Бари, благополучно добравшись до заблаговременно забронированной комнаты у хозяйки со звучным именем Агнесса, войдете в старый барийский дом, то сразу убедитесь, что в прихожей кот по имени Джиджи мяукает совсем по белорусски – «Мьяў!».

И вот, умывшись с дороги, кое-как разобрав сумку и переодевшись во все курортное, выходите «в город» и ощущаете +20 вечером 3 октября! Пальмы, фонтаны, мороженое! Однако сразу скажу, что в шортах были только мы. Итальянцы – пижоны. Все сеньоры ходят в отутюженных брюках, начищенных туфлях, а многие в пиджаках с белой рубашкой. И ничего, что на тротуаре то тут, то там собачьи «отходы» (это вам не Британия!), и зачастую сеньор в лакированных туфлях, не заметив, ну, вы сами понимаете…! В общем, +20 в Бари – это уже дело к зиме!

Отмечу, что столица Апулии Бари по размерам и количеству народонаселения вполне сравним с Витебском – 322 тысячи человек.                                  

Бари, как и все города Италии, делится на старинный центр и новую застройку, хотя и эта «новая» тоже 18-19 веков. Так вот, старая застройка – это дома еще со времен римлян и средневековья.

тут же под лестницей кукольник мастерит свои игрушки
Тут же под лестницей кукольник мастерит свои игрушки. Фото Игоря Куржалова

Если посмотреть на карту этого города, то увидите прижатое к морю совершенно хаотичное переплетение узеньких улиц и маленьких площадей с вкраплениями соборов и церковных построек. Окружает этот хаос «квадратно-гнездовая» застройка 19 – 20 веков. Жители этого «старого города» считают себя настоящими барийцами, у них даже свой язык старобарийский, и к остальным горожанам они относятся с легким презрением. У всех выход из квартир прямо на улицу, так что живут все «дверь в дверь».

Барийские "паруса" сушатся на улочках города. Фото Игоря Куржалова
Барийские “паруса” сушатся на улочках города. Фото Игоря Куржалова

По большому счету, это большая старинная коммуналка, в которой вместо потолка -открытое небо. Вечером улочки подсвечивают фонарями и, бродя среди этих дверей и лавочек, не можешь отделаться от мысли, что ходишь по коридорам большого дома. Здесь живут «старобарийцы», на улице соседки громко общаются, дети бегают из квартиры в квартиру по своим детским делам, сеньоры тут же, у дверей, играют в карты, всюду сушится белоснежное белье (кажется хозяйки соревнуются у кого белее простыни). И над всем этим витает атмосфера спокойствия, теплоты и умиротворенности. Представьте, что люди здесь живут так веками!

Жена сказала:

А давай тут останемся, притворимся глухонемыми, они нас примут за своих, научат лепить «пасту», будем ее продавать, а на вырученные деньги покупать вино и фрукты, а жить будем на улице, под пальмой…

мужчины отдыхают за картами. Типичная итальянская сцена. Фото Игоря Куржалова
мужчины отдыхают за картами. Типичная итальянская сцена. Фото Игоря Куржалова                                                                                                                
Вечером на маленькой площади старого города музыканты исполняют "сторнелли", итальянские частушки. Фото Игоря Куржалова
Вечером на маленькой площади старого города музыканты исполняют “сторнелли”, итальянские частушки. Фото Игоря Куржалова

Тут же, на улице, около входа в квартиру, женщины лепят «пасту» и «равиоли», заготавливают на всю семью, если хотите, можно тут же у них купить и, придя домой, сварить. Итальянская паста – это что-то типа наших мучных изделий «ракушек», только не высушенные, а мягкие, свежие, сделанные из особого теста.

соседки лепят "пасту" и ведут неспешную беседу у входа в собственную квартиру. Покупаем "пасту" !
Соседки лепят “пасту” и ведут неспешную беседу у входа в собственную квартиру. Покупаем “пасту”! Фото Игоря Куржалова

В общем, можно ходить по этим улочкам часами и не надоест. Всюду горшки с цветами и пальмами, в арках обустроены старые каплички с изображениями святого Николая (по итальянски Санта НикОла), много лавочек, каких-то рукодельных мастерских. И над всем этим вверху развеваются паруса простыней, пледов, рубах и других интимных подробностей барийского быта.

Дверь из квартиры на улицу открыта. Семья смотрит телевизор. Я сказал "buona sera" - мне ответили. Фото Игорь Куржалов
Дверь из квартиры на улицу открыта. Семья смотрит телевизор. Я сказал “buona sera” – мне ответили. Фото Игорь Куржалов
Водопровод по- старому во дворах. Фото Игоря Куржалова
Водопровод по- старому, во дворах. Фото Игоря Куржалова
Игра в одни ворота, церковные! Фото Игорь Куржалов
Игра в одни ворота, церковные! Фото Игорь Куржалов                                                                                                         

Глядя на эту коммунальную жизнь барийцев, я невольно вспомнил своё детство 60-х годов прошлого уже века на окраине Витебска, в «частном секторе». Мы, дети, также бегали из дома в дом к друзьям и также нам родители товарищей совали то печенье, то яблоко, а то и котлету. А отец с соседом летним вечером сидели на лавочке перед палисадником, курили «Беломор» и вели неспешную беседу, иногда подкрепляемую бутылочкой суражской «граппы». Мы бегали смотреть мультики по телевизору к Витьке Воробьеву: у них уже был телевизор, а мои купили только через год.

Да, этого уже давно у нас нет. А вот в Италии такая коммунальная жизнь сохранилась.

капличка Св. Николая где то среди бесчисленных дворов. Фото Игоря Куржалова
Капличка Св. Николая где то среди бесчисленных дворов. Фото Игоря Куржалова

И вот, пройдя по узким полутемным закоулкам, вы выходите на яркий свет.

МОРЕ!  Сколько бы раз ни писал это слово «море», все равно невозможно буквами передать все чувства, наполняющие вас при виде этой бескрайней воды.  Но не будем отвлекаться! На берегу стоит старинный замок, крепость, сложенная из больших каменных блоков, все как положено – с башнями, машикулями, крепостными воротами.

Замок Бари
Замок Бари. Фото Игоря Куржалова

Но что это за крепость и какое отношение она имеет к Беларуси, я расскажу в следующих «непутевках». Потому что дождь закончился, даже немного проглянуло солнце, и надо брать топор и идти во двор колоть дрова на зиму. А чего, пожалуй, не Апулия!

А как найти Витебск во Львове, читайте здесь.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий