Сто лет отделяют нас от событий, которые коренным образом изменили геополитический расклад в мире.
Время от февраля к октябрю 1917 года – особый период в истории Российской империи. Карнавалы, массовые народные гулянья, костюмированные балы… И тут же люди с громадными револьверами на красных шнурах. Красочные театральные и кинопрограммы и пулеметы, установленные на балконах театров.
Напомним, главным развлечением для жителей Витебска с наступлением теплого времени года стала улица.
Одним из признаков перемен, произошедших в городе, стали семечки подсолнуха. Улицы и площади Витебска обильно покрывали целые «ковры» шелухи. Дворники, негласно причисленные большевиками к низкому полицейскому чину, на работу выходить боялись по причине стопроцентной вероятности получить штыком в грудь или, скажем, пулю в лоб.
Вот отрывок из дневника журналиста, меньшевика Григория Аронсона «Корниловские дни 1917 года в Витебске», оригинал которого храниться в Государственном архиве Витебской области:
Город жил пестрой, напряженной, политической жизнью. Клубы, собрания, митинги, демонстрации, газеты, листовки, афиши. И всюду – солдаты, солдаты.
На бульварах – знаменитые «подсолнухи», которые принято обвинять в разложении России. И кругом кучки людей, беседующих о земле, о мире, о богатых и бедных.
Иван Бунин, который бывал в Витебске задолго до революционных событий, писал о событиях 1917 года в автобиографическом дневнике «Окаянные дни»:
Толпа шаталась из покоя в покой, из комнаты в комнату, ни на минуту не переставая грызть и жевать подсолнухи.
Наглядно ситуацию иллюстрируют небезызвестный персонаж повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» – Полиграф Полиграфович Шариков. Для него сама суть и смысл «настоящей жизни» заключалась в том, чтобы грязно домогаться женщин, безбожно напиваться, сплевывать шелуху от семечек на пол и, конечно же, напоследок, все «взять да и поделить».
Интересно, где это они сидят, какая улица?
Александр, фото из российского архива и носит иллюстративный характер. Фотографий Витебска 1917 года практически не сохранилось. Мне кажется, что товарищи могли сидеть так и на улицах Витебска.
Время от февраля к октябрю 1917 года – особый период в истории
Российской империи. Карнавалы, массовые народные гулянья,
костюмированные балы… для одних. И окопы, кровь и солёный пот на полях, фабриках и заводах по 10-12 часов для других.
А потом эти другие решили больше так не жить и больше не умирать. А первые чуток очухавшись от такой наглости, решили хамов наказать.
Интересно, почему англичане, французы и американцы признают свои революции и
гражданские войны важными вехами в истории, а мы стараемся все отправить на “свалку века 20”?
Светлана, они-то признают и октябрьскую революцию важной вехой в их и не в их истории, о это не значит, что они ее празднуют повсеместно и с выходными днями, зато они признают очень много другого для своей свободы и свободы своих граждан.
Всё просто. ВСЕ революции ДО Октябрьской НЕ МЕНЯЛИ обществообразующий вид собственности. Она была и оставалась частной – менялись собственники, даже путём кровавейших оазборок и последующих зачисток. А Октябрьская революция частную собственность ОТМЕНИЛА и УНИЧТОЖИЛА. Вот это хамам, возомнившим себя людьми “имеющими права”, не забудут и не простят. Потому что “дурной” пример.
Ведь последовавшие за Октябрём 50 лет круто и кардинально изменили мироустройство. В этом, кстати, её всемирное исторической значение! Например, рухнула колониальная система, на которой западная цивилизация паразитировала 500 лет. Была продемонстрирована жизнестойкость и могущество НЕкапиталистического способа производства. Социальные преобразования в СССР побудили капитал западных стран сделать резкие уступки пролетариату, а потом и переплюнуть СССР, чтобы использовать это против него. Лучше поделиться, чем рисковать всем, потому что революционное движение в Европе и Америке было нешуточное. Ураганило во всём мире!
Кстати, после ликвидации СССР в мире началось сворачивание социалки. Из статьи “Социальное государство” в Википедии:
После Второй мировой войны в Европе наблюдался всплеск симпатий к идеалу социального государства[11], под которым понимался умеренный демократический социализм. Европейское социальное государство тех лет характеризуется приходом социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, транспорта, энергетики, тяжёлой и добывающей промышленности. В экономике господствовало кейнсианство.
Кризис идей социального государства пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда возобладали тэтчеризм и рейганомика.
Самый молодой монарх в Европе король Нидерландов Виллем Александр в
сентябре 2013 года объявил о конце государства всеобщего благосостояния.
Вместо него появится «общество участия» (participation society),
предполагающее сокращение социальных расходов государства и перенос
социальных расходов на населения[12].
Если погуглить эту тему, то много интересных открытий. Например, статья
Экономика Германии: секреты успеха (Белрынок):
Началась реформа с вступления канцлера ФРГ Герхарда Шредера в
Бундестаге 14 марта 2003 года, в котором он назвал Германию «больным
человеком Европы».
Реформа получила название «Agenda 2010» («Повестка дня 2010»), и была
направлена на сдерживании РОСТА зарплат и социальных выплат, а также
СНИЖЕНИЕ расходов на инфраструктуру при одновременном УВЕЛИЧЕНИИ
поддержки государства предприятиям и банкам (частным). Ее разработчики поставили задачу сделать немецкую экономику самой конкурентоспособной и динамичной наукоемкой экономикой в мире. И им это удалось.
Список причин успеха можно продолжить. Но у каждого успеха есть своя
цена. Есть она и у достижений Германии. Страна снизила безработицу до
рекордных уровней, однако это произошло, в основном, за счет создания
НИЗКОоплачиваемых рабочих мест.
Страна добилась впечатляющих успехов во внешней торговле, однако это
вызывает все большее недовольство многих других стран, в том числе США и
соседей по ЕС, а уровень жизни в Германии оказался НИЖЕ, чем мог бы
быть, исходя из ее экономической мощи.
gila, спасибо. Для многих современных белорусов особенно актуален вопрос “сворачивания социалки”.