116! С Днем рождения!

Культура

Фантазии на тему будущего 116 химического элемента ливермория на основе осмысления прошлого…

DSCF2213

Рождение химического элемента, ныне известного  под названием ливерморий, похоже на детективную историю, достойную художественного осмысления писателями уровня Шекспира.

Подобно своим старшим собратьям семейства трансурановых элементов, он был в «стихах и красках» описан задолго до рождения, крещения и прописки в «таблице Менделеева», известной как «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».

О грядущем открытии ливермория я узнал на уроке беларускай літатаратуры в седьмом классе. Мы обсуждали повесть Эдуарда Самуйлёнка «Паляўнічае шчасце», и мое любопытство уперлось в доселе неизвестное слово «радый».  Произведение было написано в 1933 году, когда журналист Самуйлёнок работал в газете «Чырвоная Полаччына» и был свидетелем и участником сложных социально-экономических процессов жизни колхозной деревни. Главный герой его повести, старый охотник Лаврен, впервые познакомившись с возможностями радиоприемника, задает технически подкованному молодому представителю рабочего класса вопрос:

– Сколько стоит радий?

– Один грамм радия стоит сто тысяч рублей…

Добрым словом вспоминаю сегодня учителя литературы, который переадресовал мой вопрос преподавателю физики. Не откладывая в долгий  ящик, на уроке литературы была вывешена таблица Менделеева, и все учащиеся уяснили причины высокой рыночной цены химического элемента под номером 88. Вслед за этим мы совершили интересный экскурс в будущее Периодической системы Менделеева и получили практическое задание: ежедневно слушать радиопередачу «Говорит Москва» и отмечать  на форзаце учебника химии открытие новых химических элементов.

Первые официальные заявление об открытии элементов 114 и 116 были сделаны в 1999 году в Беркли (США).  Сейчас остается лишь дискутировать: было ли оно ошибочным или все-таки явилось незаконнорожденным сыном фальсификации. Мертвая теория, изложенная в научном журнале сухим языком ядерной реакции синтеза, породила живое древо эксперимента, которому был придан статус следственного.

Заявленная американскими учеными методика получения элемента-невидимки под №116 не прошла подтверждения ни  в российском, ни в немецком, ни в японском центрах ядерных исследований. Затем это стыдливо признали и в самих США, где статья с сообщением об открытии элемента номер 116 была отозвана из журнала.

Официальное название ливерморий  нашем именнику, родившемуся в роддоме России, было дано в честь Ливерморской национальной лаборатории им. Э. Лоуренса (Ливермор, США). Ученые этого исследовательского центра США  участвовали в открытии элемента на площадке подмосковного Объединенного института ядерных исследований. Российские ядерщики и физики–экспериментаторы  предлагали для 116-ого элемента название московий — в честь Московской области. Их американские партнёры из Ливерморской национальной лаборатории предлагали назвать  открытый химический элемент в честь Леонардо да Винчи, Галилео Галилея или в честь Ливерморской национальной лаборатории. Как и почему после согласованных процедур между российскими и американскими учёными 1 декабря 2011 года в комиссию по номенклатуре химических соединений ИЮПАК было направлено предложение назвать 116-й элемент ливерморием, остается тайной. Полагаю, что судьбу названия решили крестные отцы из рода homo–политикус, настоявшие на выписке метрики для младенца под именем  Лимверморий 30 мая 2012 года. Также холодная война  накладывает на науку и культуру свой отпечаток. Ничего нового в этом плане история с присвоением имени собственного 116 химическому элементу нам не демонстрирует. Ведь был в истории России период, когда великие князья называли своих сыновей так, как того хотели правители Золотой Орды. Бывало, что в качестве заложников они из Москвы добровольно везли своих сыновей  в юрты кочевников в качестве заложников, выкупая их обратно за  собранную дань. Мир и добрососедство часто приходится покупать ценой уступок. Даже такой худой мир лучше холодной войны.

До официального крещения герой нашего исследования временно был известен под разными именами. Например, как эка-полоний. Наверное, будет в этой связи правильным, вспомнить, что в свое время мадам Кюри, будущий дважды лауреат Нобелевской премии (по химии и по физике), по праву первооткрывателя назвала мягкий металл серебристо-белого цвета с атомным номером 86 полонием в честь своей Родины. Когда  в 1898 году супруги Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри выпаривали в парижском сарае в кухонном котле радий из урановой смолки и открыли новый химический элемент, Польши (лат. Polonia) как самостоятельного государства не существовало на политической карте мира. Но мечта о ней оставалась.

Тогда, в 1898 году, семейная пара ученых открыла альфа- и бета-частицы радиоактивного атома… Не забудем, что первый образец полония, содержащий 0,1 мг этого элемента, был выделен лишь в 1910 году. Польша обрела суверенитет позже. Ирония судьбы, но именно США в то время выступали против независимости польского государства. Прошло немного времени, и вся Америка рукоплескала мадам Кюри, а спасенные от рака, благодаря облучению злокачественной опухоли  радиоактивным излучением, собрали 100 тысяч долларов для приобретения ей подарка. Это была пробирка с 1 граммом радия. Всю массу дорогостоящего радия мадам Кюри пожертвовала на нужды науки. Ныне студенты, сдавая зачет по ядерной физике, решают задачу, определяя количество «бесследно» исчезнувшей из той пробирки  массы радия вследствие естественного радиоактивного распада.

Когда и кем, и будет ли выделен в более–менее значительном количестве ливерморий, гадать не приходится: весьма короткий период полураспада этого радиоактивного химического элемента (от секунд до десятков секунд) не дает ему таких шансов. От этого научная значимость  впервые проведенного наблюдения α-распада ядра 116-го элемента 19 июля 2000г, полученного в результате бомбардировки мишени из кюрия ( атомный номер 96, назван в честь выдающихся ученых Кюри) ионами кальция (№ 20) не снижается.

Результаты этого эксперимента путём синтеза изотопов в Объединённом институте ядерных исследований (Дубна, Россия) в сотрудничестве с Ливерморской национальной лабораторией (США), Научно-исследовательским институтом атомных реакторов (Димитровград, Россия) и Электрохимприбором (Лесной, Россия) были впервые опубликованы 6 декабря 2000 года. Что мы сегодня и отмечаем. Памятуя о том, что именно в Подмосковье ученые России присутствовали во время брака по расчету между химическим элементами с атомными номерами 96 плюс 20, что в итоге привело к рождению и кратковременной жизни нового, с атомным  номером 116.

Кто знает, может быть в длинной цепочке кратковременных радиоактивных превращений трансурановых элементов именно внукам и правнукам ливермория суждено захватить и удержать несколько десятков  «лишних» нейтронов, и  тогда на сцену практики выйдет стабильный химический элемент с тяжелым компаунд–ядром и с новыми, доселе неизвестными физическими свойствами.

Жаль только, что наши внуки в средней школе выполняют лабораторную работу по теме «Радиоактивность», не имея в  кабинете физики счетчика Гейгера. Дяди и тети из министерства образования  решили, что созерцать треки зараженных частиц на фотографии полезнее, чем слушать в наушниках треск реальных распадов ядер радионуклидов химических элементов или измерять уровень естественной радиации бытовым дозиметрическим прибором РКСБ-04, некогда в достатке производившемся на заводе «БЕЛВАР» в Минске. И, к слову, прекрасно зарекомендовавшем себя  в моих руках на испытательных площадках Семипалатинского ядерного полигона.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Евгения Москвина

    Не нашла в статье, зачем-таки этот ливерморий нужен нам, для каких практических целей.

    Ответить
    1. Николай Петрушенко автор

      Для удовлетворения любопытства ученых за государственный счет! То есть для фундаментальной науки И для отработки технологий управляемого термоядерного синтеза. Для создания АЭС, которые не дают радиоактивного загрязнения, такие бомбы ( почти чистые) уже научились делать, и с их помощью делали искусственное водохранилище ( озеро Чаган, я там купался), рыхлили горную массу на Кольском полуострове для добычи фосфорных апатитов, предупреждали взрывы метана в шахтах, вели сейсморазведку полезных ископаемых путем создания профиля на 1000 км. Гасили фонтаны газа, повышали нефтеотдачу пластов на больших глубинах.Был проект вскрышных работ на Удокане куда вели БАМ. Ну, и в самом конце материала есть строка: для создания искусственных химических элементов (стабильных), если получится…. И – для отражения атаки астероида на планету Земля!!!

      Ответить
  2. Ольга

    если бы все только для практических целей… а впрочем, как и требует наш Президент: пусть наука развивается только в прикладная, в практических целях. И ведь совсем тут ни при чем фундаментальные вещи, правда?

    Ответить