10 страшных фактов о смертной казни в Беларуси

тюрьма Общество

за и против, камеры для смертников, помилование и что пишут расстрелянным в графе «причина смерти»

Сегодня смертная казнь – высшая мера наказания виновных в особо тяжких преступлениях. В СССР до 1947 года такое наказание применялось довольно часто. Однако 26 мая Сталин подписал указ об отмене смертной казни в СССР. В Республике Беларусь такой вид наказания  закреплен законодательно и продолжает применяться на практике.

10 страшных фактов о смертной казни в Беларуси

1. Беларусь – последняя страна в Европе и на всем постсоветском пространстве, где до сих пор применяют высшую меру наказания в виде расстрела. Споры об отмене этой меры наказания не утихают и сегодня. Напомним, что годом ранее в «Витебском курьере» был открыт опрос по поводу отмены или сохранения высшей меры наказания, а также опубликована статья «Смертная казнь в Беларуси: за или против?..». Результаты опроса показали, что большинство, а это 39 % проголосовавших, выступили ЗА сохранение смертной казни. На втором месте шел пункт об отмене смертной казни (33%), затруднились ответить 15 %, и 13 % высказались за объявление временного моратория.

В вопросе отмены смертной казни белорусская власть зачастую апеллирует к результатам референдума 20-летней давности. В 1996 году против отмены смертной казни высказались 80,44% проголосовавших, за – 17,93%.

2. Камера смертников находится в самом центре Минска в СИЗО №1. Для приговоренных к расстрелу предусмотрены три камеры. Размеры 6 на 3 метра. Все помещения оснащены приборами видеонаблюдения, чтобы постоянно следить за заключенными. В любое время дня и ночи у камер смертников находится пост.

тюрьма
Фото pixabay.com

3. После вынесения приговора судом первой инстанции у смертников есть право обжаловать его в Верховном суде. Если же тот оставит приговор в силе, у осужденного к расстрелу остается единственный шанс на спасение – помилование от имени Президента.

4. На данный момент известно только одно решение Александра Лукашенко о помиловании осужденного к смертной казни – Дмитрия Хархаля. Он провел в камере смертников в минском СИЗО более года. Как сообщает spring96.org,, в июне 2003-го ему заменили смертный приговор на лишение свободы сроком на 15 лет. Дмитрий рассказал своему адвокату, что пока он находился в камере смертников, тюремные надзиратели часто били его. Причем после каждого избиения заставляли его говорить «большое спасибо». Заявления о жестком обращении власти не расследовали.

5. В день казни смертников в Беларуси проводят по одному через подземный переход, зачитывают отказ Президента в помиловании, уточняют анкетные данные, завязывают глаза и уводят в соседнее помещение. По сигналу двое сотрудников СИЗО опускают приговоренного на колени, затем исполнитель стреляет в затылок.

6. На казни, кроме расстрельной команды, присутствуют только прокурор и врач. Дата и время исполнения приговора держатся в секрете. О том, что человека казнили, семья узнаёт из свидетельства о смерти: в графе «причина смерти» стоит прочерк.

7. Согласно Уголовному Кодексу смертная казнь может назначаться за подготовку и ведение агрессивной войны, террористический акт против представителя другого государства, международный терроризм, геноцид, преступления против безопасности человечества, применение оружия массового поражения, нарушение законов и обычаев войны, убийство, терроризм, измену государству, заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти, убийство сотрудника милиции. Смертная казнь не может быть назначена лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, женщинам, и мужчинам, достигшим ко дню вынесения приговора 65-ти лет.

8. Тело и вещи казненного родственникам не выдают, место захоронения не сообщают. Несколько лет назад правозащитники попытались отстоять право семьи получить личные вещи расстрелянного – государство начало присылать тюремные робы.

9. Сколько осужденных казнили в Беларуси, точно не известно. Информация о смертных казнях  засекречена. Узнать, приведен приговор в исполнение или нет, правозащитники могут лишь от родственников расстрелянных, только им выдается свидетельство о смерти. В законе не предусмотрено, сколько времени человек может ждать казни.

10. Сейчас расстрела в Беларуси ожидают двое приговоренных: 39-летний Кирилл Казачек за убийство двух собственных детей и 32-летний Алексей Михаленя за убийство двух пенсионеров.

К слову, фигурантами криминальных дел иногда становятся и высокопоставленные чиновники из разных уголков Беларуси. За что задерживают белорусских чиновников можно узнать здесь. А также мы рассказывали, почему осужденные за взятки чиновники вновь возвращаются на руководящие посты.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Анна Артюшкевич

    Ужас! Государство берет на себя роль убийцы, что само по себе ужасно, гарантируя, что судебные ошибки у нас исключены! Но у меня вопрос: а сколько у нас расстреляно невиновных? Еще в советские времена по одному только делу витебского маньяка был расстрелян невинно осужденный (один ли?), а сколько кроме него? Даже в США, где имеется суд присяжных, после “введения” генетической экспертизы было установлено: несколько десятков человек в штатах с узаконенной смертной казнью умерщвлены безо всякой вины! А не будь ее, –
    они бы вышли на свободу. Что же касается отношения к осужденным в нашей стране и их родственникам, – то оно вообще не вписывается в рамки человечности и цивилизованности!

    Ответить
  2. Александр Холод

    Смертная казнь вводилась и отменялась несколько раз.В периоды отмены казни наблюдался значительный всплеск преступлений,за которые была предусмотрена смерть.А что касаемо выхода на свободу невиновных-это вряд ли.Пожизненно заключенные в одиночке очень быстро сходят с ума.

    Ответить
    1. Анна Артюшкевич

      По-вашему, смертная казнь – мощный воспитательный инструмент?? Даже когда казнят невиновных?? По-моему, – это Средневековье чистейшей воды, недостойное современного цивилизованного общества! А что касается одиночек, – так надо содержать заключенных так, чтобы они не сходили с ума!

      Ответить
      1. Tim Salauyou

        Ну конечно, пусть с ума сходят родители износилованных и зверски убитых детей, а к этим животным надо относититься с жалостью и снисхождением…они ведь СТРАДАЮТ.

      2. Анна Артюшкевич

        Простите, но на подобном уровне я дискуссии вести не привыкла. Скажу лишь одно: надо всегда и во всем оставаться людьми, если хотим людьми называться. И даже – в наказании.

      3. Tim Salauyou

        Простите великодушно мой уровень диалога и дискуссии, я лишь скромный эмигрант с высшим юридическим, уехал 17 лет назад, в разгар полного пиздеца в Беларуси, но я за смерную казнь и за право самому её произвести. Об этом свидельствуют два пистолета моей жены лежащие в сейфе около кровати. И пуля в лоб, любому пытающемся залезть в окно комнат моих дочек , будет смертным приговором без права обжалования, вынесенной мной или моей семьей. Вот теперь давайте подискуссируем.

      4. Дарья Максименко

        Tim Salauyou, спасибо вам за мнение. Вы тоже по-своему правы, но здесь речь идет , на мой взгляд, о масштабах страны и о том, как государство берет на себя функцию последней инстанции – кому пускать пулю в лоб, а кому нет.

      5. Tim Salauyou

        Согласен, особенно государство Беларусь, но я повторюсь, я не считаю , что отношение к преступникам совершившим насильственны преступления и забравшим самое дорогое- жизнь, должно быть гуманным. Наверное, человек ( если так его можно назвать) направивший грузовик в толпу людей или расстрелявший порядка 70 детей и заслуживает чего-либо, то уж никак ни жалости и снисхождения. Можго попытаться понять его мотивы, но дышать, наслаждаться жизнью , он не имеет права, Своим поступком он поставил себя вне общества и это общество , в лице государственных институтов и основываясь на законе, должно избавиться от этого чеогвеческого мусора.

      6. Дарья Максименко

        Tim Salauyou, а вы бы взяли на себя ответственность вершителя судеб?

      7. Tim Salauyou

        Дарья, здесь , в США,вершитель судеб – это обязанность. Я говорю про суд присяжных. За неявку – реально тюремный срок. Можно отмазаться и не регестрироваться, но тогда и голосовать не можешь. Это я к тому, что в любой день тебе придет повестка и ты будешь решать ( еще с одинадцатью такими же обычными людьми) судьбу человека, и ты не знаешь , пока в суд не придешь – это дело о мелкой краже или придется вынести ведикт , и, если это “виновен” , подсудимому вынесут смертный приговор. И да, после этого все разъедутся по домам , к семьям – 12 обычных зубных врачей, садовникоы, айтишников или домохозяек – вершителей судьбы человека, с чистой совестью и чувством выполненного долга. Так что, отвечая на Ваш вопрос- уже брал на себя и, если честно, я и еще пара человек уперлись рогом и вердикт был “невиновен” – слишком неубедительными доказательства нам показались ( дело об вооруженном ограблении было). Но, при наличии убедительных и не ставящих под сомнение вину доказательств, отправил бы убийцу и насильника в камеру смертников без малейших моральных колебаний.

      8. Александр Холод

        Если сейчас повторно провести референдум по вопросу смертной казни в Беларуси,уверен,большинство будет за сохранение этой меры наказания.

      9. Дарья Максименко

        Александр, я вам больше скажу – смертную казнь, как меру наказания, поддерживают и те, кто когда-то оказывался за решеткой. И, кстати, они же говорят о том, что пуля – это очень гуманно. Но мая позиция в первую очередь, как матери, не однозначна. Да, расстрелять того, кто лишил жизни других, на первый взгляд, справедливо, Но убить человека, попавшего в паутину обстоятельств, страшно. И пусть моя позиция покажется слабой, я искренне рада, что моя профессия и жизнь в целом не требуют от меня принятия кардинальных решений о жизни и смети

      10. Александр Холод

        Дарья,а Вы думаете зачем исполнителям дают возможность ознакомиться с материалами уголовного дела?Чтобы даже тени сомнений не осталось.А когда пьяный за рулем давит насмерть ребенка на пешеходном переходе и получает за это 2 года химии-это та самая гуманность,о которой все говорят?Бросьте притворяться и врать самим себе.Все гуманисты,пока их не коснулось.Не дай Бог,конечно.

      11. Дарья Максименко

        Александр, а когда расстреливают того, кто просто оказался не в то время, и не в том месте?

      12. Александр Холод

        Еще раз повторюсь-такое случается не только в пенитенциа́рной системе.Для примера-мирное население в районах ведения боевых действий.

      13. Tim Salauyou

        Александр, я разделяю Вашу точку зрению в отношении смертной казни, но…
        Во-первых, в Беларуси, в стране где нет разделения ветвей власти, где законодательная ветвь (Парламент) и судебная (Верховный и Конституционный Суд) подчиняются исполнительной (Президент и Министерства – МВД, ВС ) – смертная казнь станет инсрументом порабощения народа. Сталинский закон “О трех колосках” вполне может оказаться в Уголовном Кодексе и тогда за тунеядство будут расстреливать. Указ Президента стоит выше Констититуции и это приведет к репрессиям на всех уровнях.
        Во-вторых, референдумы 91го, 95го, 96 и 2004 уже показали как легко общественное сознание формируется теми кто у власти. И позволяют заткнуть любого, говоря – ну вот народ же “за” ( и за советскую символику, и за бесконечное президенство и т.д)
        Я все это к тому, что не готова Беларусь к смертной казни, пока арестовывают за хлопание в ладоши. Ведь из статьи “Призыв к насильственному свержению власти” легко можно выкинуть слово “насильственное” и вот вас уже судят ( а срок там вплоть до вышки).
        Я не за гуманизм по отношению к убийцам, насильникам и террористам, просто структура милиции и КГБ такова, что они напрямую подчиняются человеку который не остановится ни перед чем для удержания власти. И наличие смертной казни ему в этом помогает.

      14. Ivan Abramov

        Будь те осторожнее в своих глупеньких умозаключениях. Ведь однажды может статься так что вас поставят на колени и пустят пулю в затылок.
        И такой де дурачок напишет вот такой же комент

      15. Tim Salauyou

        У нас, в глупенькой Калифорнии , яд в вену пускают , но я согласен и с пулей в затылок. Так вот, на наш миллионный город , погугли ,дружок , сколько городов с населением миллион в США , 35 убийств в год – это ад кромешный, все газеты и ТВ орут . А теперь, мой не-дурачёк, скажи, играет в этом роль смертная казнь или нет. Ну, правда, еще и правило трех страйков влияет, если ты в третий раз совершаешь общественно опасное преступление ( не важно какое, хоть кража)- то это или пожизненное или смертная казнь. И вот хожу я в белых штанах по ночам и нихера не опасаюсь. И ментов нет на улице , как в Минске, никто меня не охраняет. Просто гадить – себе дороже.

      16. Александр Холод

        Да.Пуховые перины им туда,шампанское с клубникой и телевизор.Я не говорю про случайно попавших или попавших заслуженно за менее тяжкие.Я говорю про зверье в человеческом обличье-насильники,маньяки,торговцы наркотиками,педофилы.Прав Тим. Посмотрел бы я на Вас,как бы Вы рассуждали о милосердии,если бы над Вашим ребенком надругались или убили,или сделали наркоманом.А что касается судебной ошибки,так Вам давно уже пора знать-не ошибается тот,кто ничего не делает.Кроме того,в органах,как и в любой другой структуре,бывают нечистоплотные сотрудники,которые ради плана готовы пойти на приписки.Но это не показатель,а скорее часть нашей бытности.Мощный воспитательный инструмент возможен только в одном случае-наказание должно соответствовать преступлению.

      17. Виктор Мудрагель

        – за одно не убьют минёр дважды не ошибается

      18. Виктор Мудрагель

        ошибка.

  3. Дарья Максименко

    К сожалению, в Беларуси нет статистики невинно пострадавших от смертной казни. А такие люди, наверняка, есть.

    Ответить
  4. Александр Холод

    Да,Уважаемые оппоненты,каждая версия по своему справедлива и имеет право жить.Однако можно с уверенностью сказать об одном-споры о применении смертной казни не прекратятся никогда.Если по прошествии времени этот вопрос снова будет решаться-власти будут руководствоваться мнением большинства.

    Ответить
  5. Вера Лескевич

    Те, кто применяет смертную казнь тоже убийцы, причем – хладнокровные. А те кто исполняет приговоры – каково им? Они, как бы, берут грехи преступников на себя. Вот в чем ужас и парадокс смертной казни. И это если не считать судебных и следственных ошибок. Пусть простят меня все пострадавшие от рук преступников, но я категорически против смертной казни. Т

    Ответить