Как бороться с коррупцией: обсуждаем проект закона

По праву гражданина, внимательно просмотревшего проект закона Республики Беларусь “О борьбе с коррупцией,” корреспондент ВК внес свои замечания и предложения. 

Безымянный

В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь  в стране проводится общественное обсуждение проекта Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» в новой редакции. Ознакомиться с текстом проекта Закона можно на интернет–сайте Генеральной прокуратуры http://prokuratura.gov.by/main.aspx?guid=97540. Я это сделал и, к сожалению, не увидел ничего нового. Особенно, если учесть, что это уже будет четвертый вариант закона. Первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г., третий -20 июля 2006 г.

Все, как и раньше, сводится к надежде на то, что чиновники испугаются гипотетически возможных угроз за злоупотребление  своим служебным положением. Но мы с вами хорошо знаем: мышь, выросшая на мельнице, шума жерновов не боится.

Попробуем найти  в тексте обсуждаемого проекта закона те положения, развив которые, можно было бы рассчитывать на успех в борьбе с коррупционными  преступлениями.

Мне представляется, что в первую очередь надо в нашей стране совершенствовать те принципы борьбы с коррупцией, которые были продекларированы ранее, но не нашли реального  воплощения в правоприменительной практике.  Возьмем за основу анализа принцип гласности. Сегодня он остается пустым сотрясением воздуха. Вот требования статьи 38 обсуждаемого закона. Она называется грозно: “Уведомление о совершении правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения”. Но дословно гласит так: “В случае совершения какого–либо из указанных в части первой статьи 25 и части первой статьи 37 настоящего Закона правонарушений депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатом местного Совета депутатов, гражданином, зарегистрированным в установленном законом порядке кандидатом в Президенты Республики Беларусь, кандидатом в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, уведомляют об этом соответственно Палату представителей, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, соответствующие местный Совет депутатов, избирательную комиссию.”

Для кандидата в депутаты, соискателя мандата слуги народа, текст статьи звучит угрожающе. Представим себя  в роли кандидата в депутаты Витебского областного Совета депутатов, совершившего  коррупционное правонарушение. С момента его обнаружения “государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией”, а это и органы прокуратуры, и органы  внутренних дел, и органы государственной безопасности имеют возможность буквально “размазать” неугодного кандидата гениальным по своей простоте способом: проинформировав избирательные комиссии. Под это определение попадают территориальные избирательные комиссии ( областная и районные), окружная избирательная комиссия, участковые избирательные комиссии. Всего несколько десятков комиссий!  В составе каждой из них – минимум полтора десятка человек.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда коррупционное правонарушение совершил действующий депутат местного Совета депутатов. О его проступке информируется лишь Совет депутатов. На практике за этим определением стоит председатель Совета, который может такое письмо либо положить “под сукно”,  либо проинформировать лишь членов президиума Совета депутатов. Проект закона не предусматривает обязательного сообщения о проступке  “слуги народа” даже коллегам по депутатскому корпусу. Вот такая она, усеченная в сотни раз, гласность в борьбе  с коррупцией тех, кто уже вошел в “обойму” органов власти.

А как обстоит дело с  правом избирателей  на отзыв депутата, не оправдавшего доверия народа? Избирательный кодекс Республики Беларусь такую гарантию дает в случае совершения им действий, дискредитирующих депутата. И на том спасибо! А где гарантия своевременного информирования избирателей о совершении избранным  ими депутатом коррупционного преступления? Проект обсуждаемого закона об этом праве граждан стыдливо умалчивает.

Рекомендую: поддержать предложение  в адрес Генеральной прокуратуры, инициировав разработчикам проекта закона дополнить статью 38 словами: “О совершении коррупционного правонарушения депутатом государственные и следственные органы незамедлительно информируют избирателей через местные СМИ.”

Эта моя аргументированная пропозиция была рассмотрена в Генеральной прокуратуре Республике Беларусь  и отклонена. Заместитель начальника управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Д.О.Костюкевич считает, что “в настоящее время реализация этого предложения не планируется.” Он, правда , обнадежил меня в том, что “предложение может быть использовано в ходе дальнейшей работы по совершенствованию антикоррупционного законодательства.”

Пока Генеральная прокуратура собирается и дальше бороться с мздоимством , пренебрегая принципами гласности.