зачем это нужно и откуда пошло
В книге «Лавсаик» рассказывается о том, как святой Дорофей выпил отравленную воду, предварительно её перекрестив:
Однажды авва Дорофей послал меня, Палладия, часу в девятом к своему колодцу налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его ядовитого змея и в испуге, не начерпав воды, побежал с криком: «Погибли мы, отче, на дне колодца я видел аспида!». А святой Дорофей пошел к тому колодцу, сам налил кадку и, перекрестив воду, первый испил и сказал: «Где крест, там ничто не может повредить нам»
Обычай делать крестное знамение берет начало со времен апостольских. Но в истории крестились по-разному в разные века.
Во время апологета Церкви Тертуллиана (II-III века) крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (ок. 211 г.) он пишет, что христиане ограждают свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, возжигая светильники, ложась спать, начиная какое-либо дело и т.п.
Вначале христиане крестились одним пальцем, подчеркивая этим веру в единого Бога-Троицу. После Никейского вселенского собора (325 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе — божественной и человеческой, христиане стали креститься двумя пальцами. Когда Русь крестилась в православие, в Византии крестились еще двумя перстами, и этот обычай перешел и на Русь. Затем, в XI веке, было положено креститься тремя перстами, символизирующими всех трёх Личностей Бога-Троицы (о том, какого Бога исповедуют православные, можно прочитать здесь). Но, в силу отрыва Руси от Византии, этот обычай был введен на Руси лишь при патриархе Никоне (XVII век).
Иисус Христос, по любви к человечеству, сошел с неба и, как простой человек, пострадал вместо людей за их грехи, был распят, умер на кресте и в третий день воскрес. Так безгрешный Богочеловек Своим крестом (то есть страданиями и смертью на кресте за грехи всех людей, всего мира) победил не только грех, но и смерть – воскрес из мертвых, и сделал крест орудием Своей победы над грехом и злом.
В «Законе Божием» рассказывается, как один учитель, чтобы лучше объяснить ученикам, как Иисус Христос мог Своим крестом победить зло в мире, пояснил это следующим примером.
Долгие годы швейцарцы боролись против своих врагов – австрийцев. Наконец оба враждебных войска сошлись в одной долине, чтобы там дать решительное сражение. Австрийские воины одетые в панцирь (железную одежду) образовали со своими вытянутыми вперед копьями густые ряды, и швейцарцы, взмахивая своими палицами (тяжелые дубинки с утолщенным концом), безуспешно пытались прорвать ряды неприятеля. Несколько раз швейцарцы бросались вперед на врага с безумной храбростью, но каждый раз были отражаемы. Они не в силах были прорвать густой строй копий.
Тогда один из швейцарских воинов Арнольд Винкельрид, жертвуя собою, выбежал вперед, обхватил обеими руками несколько выставленных против него копий и дал им воткнуться ему в грудь. Через это путь швейцарцам был открыт и они ворвались в ряды австрийцев и одержали решительную и окончательную победу над врагами.
Так герой Винкельрид пожертвовал своею жизнью, умер, но дал возможность своему народу победить врага. Подобно этому и Иисус Христос, согласно православному учению, непобедимые для человека «копья» греха и смерти принял Своею грудью, умер на кресте, воскрес и открыл верующему человечеству путь к Вечной Жизни.
Вот почему, чтобы выразить веру в Христа-Спасителя, православные христиане носят нательный крест, а во время молитвы изображают на себе правой рукой знак креста — осеняют себя крестным знамением, или крестятся.
Для крестного знамения пальцы правой руки складываются так: три первых пальца (большой, указательный и средний) ровно слагаются вместе концами, а два остальных (безымянный и мизинец) слегка прижимаются к ладони. Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого — Бога-Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают две природы Христа – Божественную и человеческую.
Осеняя себя крестным знамением, православные кладут сложенные так пальцы на лоб – для освящения ума, на центр живота, т.е. на пупок, – для освящения внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения физических сил.
Если человек не доносит руку до живота, полагая её на грудь, крест оказывается перевернутым, а если не доходит рука до левого плеча — кривым.
Когда кто-то осеняет крестным знамением кого-то или что-то (священник благословляет прихожанина, мать крестит детей перед сном или дорогой, христианин крестит пищу или, садясь, за руль, дорогу и т.п.), то он проводит горизонтальную линию креста справа налево не относительно себя, а относительно того, кого (или что) он крестит (принцип зеркального отражения).
Каждый уважающий себя православный белорус должен знать, когда осенять себя крестным знамением нужно:
- во время молитвы (не непрестанно, а время от времени);
- при входе в храм;
- перед тем, как приложиться к святыне (иконе, кресту, святым мощам и т.п.);
- православные молятся с крестным знамением перед приемом пищи и дома осеняют её крестным знамением. Некоторые делают это и в общественных местах, но это не общее правило, а частный опыт. В таких случаях можно помолиться и мысленно;
- креститься с молитвой нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т.д.
Не нужно креститься:
- ставя задачу продемонстрировать свою духовность;
- при божбе, т.е. говоря «Клянусь!..», «Ей Богу!» и т.п. (ложная клятва и божба грешны сами по себе);
- в подтверждение своих слов, говоря, напр., «Честно! Вот тебе крест!..»;
- в шутку и с издёвкой;
- если общество, в котором Вы находитесь, может счесть это за неадекватность и т.п.
Во всем хороши логичность и здравый смысл. Уверен, что, читая страницу за страницей «Витебского Курьера», оба этих принципа будут сопутствовать Вам, дорогой читатель, и в духовной, и в гражданской жизни.
попы это делают почемуто по другому
В смысле?
https://uploads.disquscdn.com/images/782e9100e9bfff24bef6556c6188d536c8ec29269434142c5eb49033b064ebb1.gif