Site icon Витебский Курьер

Стать суженым или суженой. Последняя возможность сыграть «Женитьбу Терешки»

Фото bel.sputnik.by

где на Витебщине этот обряд можно увидеть сегодня

Святки постепенно подходят к концу. Уже завтра мы отметим Голодную (Водяную) кутью, а послезавтра – большой праздник Крещение. Потому остается совсем немного времени для того, чтобы поколядовать, как это делали наши предки, погадать на суженного или провести самобытный народный обряд.

Самой интересной обрядовой белорусской игрой по время зимних святок считается «Женитьба Терешки». В 2009 году обряд пополнил государственный список историко-культурных ценностей Беларуси, решается вопрос о его включении в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

На Лепельщине Терешку успешно женят каждый год. Фото bel.sputnik.by

Игра «Женитьба Терешки» была распространена на северной и северо-западной территориях Беларуси. Например, собиратели фольклора в ХІХ и ХХ веках записали, как проходил обряд в деревнях Лепельского, Докшицкого, Верхнедвинского и Полоцкого районов Витебской области.

К «Женитьбе Терешки» готовились заранее. Чаще всего игру проводили вечером, иногда и после полуночи, в одном из домов или в корчме. Молодежь делилась на две группы: юноши становились в ряд у стены, а девушки – ближе к печке.

Среди девушек выбирали ту, которая будет исполнять роль «сватьи». Остальные участницы заранее говорили ей, кого хотели бы себе в пару. «Сватья» обходила юношей и сначала выбирала «суженого» себе, а затем другим девушкам.

Пора выбирать себе пару. “Женитьба Терешки” в Задвинье, 2015 год. Фото Анастасии Вереск

Действо сопровождалось песнями, танцами, шутками и особыми песенками комичного содержания – «терешками», состоящими из четырех строк.

Когда все пары были определены, начиналась игра: пройдя через живой коридор, парень прятался от девушки, а та его искала. Как только она ловила «суженого», они становились на место, а остальные пары по очереди начинали играть в прятки-догонялки. Во второй части игры уже девушки убегали от парней, а те их догоняли.

В некоторых местностях вместо «сватьи» главные роли могли выполнять хозяин и хозяйка дома, где проводился обряд. Их садили на самое почетное место, молодежь создавала пары и устраивалась за длинным столом, а «Батька» с «Маткой» «благословляли» всех «молодоженов»:

«Дай Бог вам шчасця і нішчасця, харошую долю ў волю, уцечку на печкі, дзеткі ў клеткі».

“Матка” спрашивала у девушек, кого бы они хотели выбрать себе с пару. “Женитьба Терешки” в Задвинье, 2015 год. Фото Анастасии Вереск

Затем начинались игры в догонялки, которые чередовались с танцами, песнями, шутками. Заканчивался вечер праздничным угощением: молодежь вновь возвращалась к столу, и все гости вели себя как на свадьбе: поднимали тосты, кричали «Горько», старались как можно лучше накормить и напоить своего «суженого» или «суженую». После окончания игры «жених» должен был проводить свою девушку до дома.

Нередко молодые люди, которые во время обряда «Женитьба Терешки» были парой, и на самом деле играли свадьбу. А  если они вступали в брак с другими, то все равно в деревне их еще долго в шутку называли «муж» и «жена».

Ох, нелегко определиться с парой, когда столько красивых девушек. “Женитьба Терешки” в Задвинье, 2015 год. Фото Анастасии Вереск

Сегодня игра «Женитьба Терешки» сохранилась лишь на Лепельщине Витебской области. Например, в этом году обновленный обряд прошел в агроусадьбе «Люкжино» в деревне Новое Лядно.

А как женили Терешку в «Задвинье» годом ранее смотрите здесь.

Exit mobile version