Site icon Витебский Курьер

4 противоречивых факта про Ольгерда

о вере, нескольких женах, смерти и о том, всё ли могут князья

Скульптура Ольгерда Витебск украшает неспроста. Фото Саши Май

В этом году отмечается 720-летие со дня рождения великого князя литовского Ольгерда. К сожалению, точная дата его рождения неизвестна, поэтому все праздничные мероприятия длятся на протяжении целого года. Например, недавно в Витебском художественном музее в рамках республиканского проекта открылась выставка «Князь Ольгерд в изобразительном искусстве».

В целом сведений про Ольгерда Гедиминовича, особенно про витебский период его жизни, сохранилось немного. Да и зачастую  информация, содержащаяся в различных летописных источниках, противоречивая и вызывающая сомнения. Зато точно известна дата смерти князя  – 24 мая 1377 года.

Сегодня мы постарались подобрать наиболее интересные и в тоже время противоречивые факты про князя кревского и витебского, великого князя ВКЛ Ольгерда.

Князь Ольгерд. Фото rumol.org

Факт 1. Ольгерд: христианин или язычник?

До сих пор историки не пришли к однозначному выводу, был Ольгерд христианином или язычником. Одни исследователи считают, что он крестился перед тем, как занять княжеский престол в Витебске. Об этом есть соответствующие записи в поздних летописных источниках  –  «Густынской летописи» и «Хронике Быховца». Приверженцы этой версии утверждают, что в противном случае его бы не приняли местные жители. Да и брак князю в то время заключить иначе, чем обвенчаться в храме, было нельзя.

К тому же известно, что договор ВКЛ с Ливонским орденом 1388 года закреплялся не только клятвой на своих святынях литовцев-язычников, но и крестоцелованием православных князей, в том числе и князя витебского.

Другие же историки говорят о том, что крещения не было, или оно было формальным, и впоследствии князь вновь вернулся в язычество. В пользу этого свидетельствуют, например, некоторые псковские летописи, в которых указано, что в 1341 году Ольгерд еще не был крещеным.

В тоже время, когда псковичи предложили ему занять псковский княжеский трон и для этого креститься, Ольгерд, согласно записи в «Никоновской летописи» ответил:

«уже крещенъ есмь и христианин есмь, второе креститися не хощу».

Факт 2. Династический брак или давление со стороны литовцев?

Если рассматривать вариант, что Ольгерд на витебском престоле оставался язычником и язычниками были его дети от брака с витебской княжной Марией, то это противоречит общепринятой в те времена практике крещения литовских князей-язычников перед тем, как посадить их на княжеский престол на Руси.

“Витебская княжна” из экспозиции “Князь Ольгерд в изобразительном искусстве” Витебского художественного музея. Фото Саши Май

Приглашая того или иного князя местные жители требовали, чтобы он обязательно принял православие, и, судя по всему, это было основное требование, предъявляемое к «кандидатам» на престол.

А если Ольгерд так и не принял православие, то, вероятно, по мнению некоторых историков,  династический брак между ним и витебской княжной Марией был отнюдь не добровольным, а заключался под давлением со стороны литовцев.

Факт 3. Две жены или три жены?

Пожалуй, сегодня все знают о том, что у Ольгерда было две жены: витебская княжна Мария, а после ее смерти – княжна Ульяна Тверская, которая впоследствии получила право на пожизненное владение нашим городом.

В тоже время польский историк Тадеуш Василевский, указывая на то, что в различных летописных источниках подаются разные имена первой жены Ольгерда, выдвинул версию о том, что жены могло быть три.

Первая – неизвестная литовка-язычница, вторая – витебская княжна, а третья – тверская княжна. И что первые пять сыновей князя были от литовки, с витебской княжной у него детей не было, а Ульяна родила ему еще семерых.

В качестве доказательства этой версии Тадеуш Василевский приводит «Сказание про Мамаево побоище», в котором говорится, что вторая жена князя, которую в этом летописном источнике почему-то называют Анной, была мачехой Андрею и Дмитрию Ольгердовичам и крестила их по христианскому обычаю.

Гобелен Светланы Баранковской “Ольгерд и Юлиания” из экспозиции “Князь Ольгерд в изобразительном искусстве” Витебского художественного музея. Фото Саши Май

Однако большинство историков с этой версией не согласны, считая, что «Сказание.. » не следует рассматривать как авторитетный летописный источник, ведь в нем содержится много неточностей и ошибок, особенно в отношении имен и хронологии событий.

Факт 4. Тайна похорон Ольгерда

Нет однозначного мнения у историков и по поводу погребения великого князя литовского Ольгерда в 1377 году. Согласно первой версии, великий князь умер не просто христианином, но и незадолго до своей кончины принял схиму (религиозный обряд отречения от внешнего материального мира для соединения с Богом) и был похоронен в построенной им же церкви Пресвятой Богородицы в Вильне. А имя его было внесено в помянник Киево-Печерской лавры.

Вторая версия гласит, что князь всю жизнь прожил язычником и лишь перед смертью принял православие.

Портрет “Ольгерд” из экспозиции “Князь Ольгерд в изобразительном искусстве” Витебского художественного музея. Фото Саши Май

Согласно же третьей версии, Ольгерд жил, умер и был похоронен как язычник.

Например, у хрониста Тевтонского ордена Германа Вартберга  указано, что во время похорон князя «сообразно листовскому суеверию было совершенно торжественное шествие с сожжением различных вещей и 18 боевых коней».

Однако большинство историков все-таки считает, что запись эта была произведена преднамеренно, чтобы представить ВКЛ оплотом язычества. Да и вряд ли Ульяна, которая была верующей и набожной, позволила бы хоронить своего мужа таким способом. Поэтому вполне вероятно, по мнению некоторых исследователей, что князь был похоронен по обряду православному, а его соратники-язычники, присутствовашие на похоронах, провели некие обряды, без сожжения тела князя.

Но нас, витеблян, конечно, не столько интересует это противоречивая информация, сколько то, какую роль сыграл Ольгерд в истории нашего города. Ведь именно ему мы должны быть благодарны за то, что Витебск в те годы стал важным административным центром и самой мощной крепостью на восточных рубежах. И это можно утверждать абсолютно точно.

Exit mobile version