Site icon Витебский Курьер

Как в Витебске «фигню» показали

хитрый монах и индульгенция, супрематизм и классика, городские легенды и баллады о любви

17 мая Витебский художественный музей собрал всех почитателей прекрасного, которые стали участниками огромного интерактивного пространства, организованного в рамках акции «Ночь музеев».

Гуляя по этажам и залам, можно было перемещаться во времени: на глазах менялись эпохи и являли свои таланты представители различных искусств.

Никто не ушел разочарованным, ибо выбрать и правда было из чего, лишь успевай держать ухо востро, да руку на затворе фотоаппарата. Спектр развлечений весьма широк — это выступления музыкальных групп и театров, квест, инсталляции, выставки картин, экскурс в легенды и предания Витебска, шляхецкий бал, литературные чтения, показательные выступления реконструкторов и прочие перфомансы.

В закутке между залами в полутьме зазывал зевак монах-балаганщик. Здесь можно было погадать, услышать ответ о своей судьбе и даже получить индульгенцию — прощение грехов.

Правда, действует она лишь да утра, как предупреждает хитрый монах. Смеясь, зрители, получившие простительную грамоту, поспешили «обналичить» условный заем временной благочестивости у Бога.

Совершенно уникальную возможность предоставил балаганщик, приподнимая бархатные полы, он показал легендарные сокровища Замковой горы всем желающим.

Те самые сокровища Замковой горы. Фото Алена Евдокимова
Идешь в музей и получаешь там отпущение грехов. Неожиданно. Но индульгенции пользовались успехом. Фото Алена Евдокимова

Не оправдал свое название проект «Фигня» от художников Александра Слепого, Андрея Жигура и Натальи Ермоловой из творческого объединения «Корень квадратный». Картины вызвали живой интерес со стороны публики, которая пыталась разгадать их провокационный символизм и вела дискуссии на темы, жив ли супрематизм, перспективен ли и может ли быть новаторским.

Наталья Ермолова «Откуда прилетел самолет». Фото Алена Евдокимова
Супрематический полет над городом. Фото Алена Евдокимова

Не спешите возмущаться названию экспозиции, ведь в расшифровке оно звучит вполне интеллигентно и не будет вызывать диссонанса у слуха эстета — «Фигуративное новое явление», суть которого сами художники поясняют так:

«В современном изобразительном искусстве супрематизм в традиционном виде (беспредметность, безобразность) есть высшая степень воинствующего атеизма и его полное визуальное одичание. 

Фигуративный супрематизм есть плод размышления и поиска своего пути в искусстве, своей меры стилизации.

От индивидуального ничто и медитации в себе — к общечеловеческой молитве, к искусству образа и медитации с ним. Любить, ненавидеть, плакать, смеяться, общаться, волноваться, восторгаться, открывать, сопереживать, размышлять.

Самые важные знаки развития искусства:

— прибавить

— отнять

— умножить

— разделить

Равняется — знак отрицающий развитие.

Черный шар — знак завершенности.

Красный шар — процесс движения.

Белый шар — чистый дух божественного».

Андрей Жигур «Картина Марионетки». Фото Алена Евдокимова
Андрей Жигур «В ожидании чуда». Фото Алена Евдокимова
Александр Слепов «Рождение фигуративного супрематизма». Фото Алена Уманец

Для ценителей классического искусства работал зал с картинами художника Юделя Пэна, основавшего в Витебске в 1897 году школу живописи. Его учениками были Марк Шагал, Реймонд Брайнин, Лазарь Лисицкий, Ева Левина-Розенгольц, Илья Мазель, Оскар Мещанинов,Александр Ахола-Вало, Ефим Минин, Осип Цадкин, Елена Кабищер, Заир Азгур, Соломон Юдовин, Давид Якерсон, Илья Чашник.

Широкой публике Мастер особенно известен великолепными живыми портретами, в которых Пэн являл не только образы людей, но и ощущение той атмосферы, в которой они жили, например, изображал еврейскую бедноту в работах «Часовщик», «Старый портной», «Старый солдат».

Портреты кисти Юделя Пэна. Фото Алена Евдокимова
Чаще всего зрители замирали подольше у картины «Старик и смерть», Бесспорно, способствовавшей философским размышлениям. Фото Алена Евдокимова

Студентка ВГУ Марина  Щемелева пригласила слушателей совершить экскурс в легенды и предания витебской земли. Здесь гости вечера узнали о городских легендах: о реке Витьба, о приведениях, живущих в домах улицы Суворова, о подземных ходах под Витебском и пушкинском мосте, где влюбленные традиционно оставляют замок в день свадьбы.

«Почему мистика привлекает людей?» — на этот вопрос попыталась дать ответ экскурсовод Марина Щемелева. Фото Алена Уманец

Спеть и даже немного потанцевать в такт можно было на вечере клуба авторской песни под руководством Алеси Медведевой «Баллада о любви над замковой горой».

Звучание гитары и пианино. Фото Алена Евдокимова

О других мероприятиях «Ночи музеев» читайте в наших следующих материалах.

Exit mobile version