или кто «рисует» на деньгах?
11 февраля 1807 года в деревне Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии (сегодня Ивановский район Брестской области) родился литератор, педагог, художник, композитор Наполеон Орда. Многим белорусам он известен, в первую очередь, как художник, на рисунках которого отображены исторические места Беларуси. Одно из таких изображений – Несвижский замок Радзивиллов – можно увидеть и на стотысячной купюре.
Наполеона Орду знают не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами, недаром 2007 год был объявлен ЮНЕСКО годом Наполеона Орды.
Жизнь художника была яркой, однако, не очень легкой. За участие в тайном студенческом обществе «Зоряне» он был отчислен из Виленского университета, разделив тем самым судьбу Адама Мицкевича, Яна Чечета, Томаша Зана и Игната Домейко. Больше года провел в Вильнюсской тюрьме, затем получил разрешение вернуться в родное имение под надзор полиции.
Однако мирная жизнь его была недолгой. Наполеон Орда принял самое активное участие в восстании 1830-1831 годов, командовал партизанским отрядом, служил стрелком конной гвардии Литовского корпуса и даже получил высшую награду – орден Золотого креста и чин капитана повстанческой армии. После поражения восстания ему грозила ссылка в Сибирь, однако Орде удалось выехать во Францию, где он получил статус эмигранта. В Париже Наполеон Орда обучался музыке у Фредерика Шопена, а рисованию – в студии известного мастера архитектурного пейзажа Пьера Жерара.
Как только в 1856 году ему объявили амнистию, Наполеон Орда вернулся в Беларусь. Умер художник в Варшаве. Согласно завещанию похоронен в родовой усыпальнице в Янове (город Иваново Брестской области).
Наполеон Орда – известный мастер архитектурного пейзажа. Во время своих путешествий по Беларуси, Литве и Польше он зарисовывал карандашом и подрисовывал акварелью или гуашью различные исторические объекты – замки, храмы, имения. Все его рисунки выполнены на одном и том же формате бумаги (длина около 30 сантиметров), наклеенном на планшетку, и представляют интерес для историков архитектуры и реставраторов, ведь некоторые изображенные им объекты не сохранились до настоящего времени. Например, дворец Агинских в деревне Ручица Минской области, дворец Сапегов в г.п. Ружаны Брестской области, имение семьи Костюшко на Мерачовщине…
Художественное наследие Наполеона Орды составляет более тысячи акварелей и графических работ, из которых более двухсот посвящены Беларуси. Рисунки художник систематизировал по папкам: Гродненская губерния (144 планшета), Минская (64 планшета), Виленская (50 планшетов), Могилевская (15 планшетов), Витебская губерния (35 планшетов) и другие.
Самый известный рисунок Витебска карандаша Наполеона Орды – вид на Рынковую площадь.
Благодаря этому рисунку мы можем хорошо представить себе, как выглядела площадь в конце 19 века, когда ее украшал костел святого Антония Падуанского, построенный в камне в 18 веке и окончательно уничтоженный в 1961 году. Этот костел во время приезда в Витебск посещал Иван Бунин, о чем и написал в своем автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева».
Уже не первый год ведутся разговоры о том, чтобы восстановить католический храм, за это выступают многие католики города во главе с витебским бискупом Олегом Буткевичем. Но пока этот вопрос остается открытым, а вот с Софийским собором в Витебске, похоже, все решено.
Еще один известный рисунок Наполеона Орды – вид на Благовещенскую церковь – один из старейших и многострадальных храмов Витебска.
Основанная приблизительно в 12 веке церковь несколько раз перестраивалась, сильно пострадала во время Великой Отечественной войны, была взорвана в 1961 году, а в 90-х годах восстановлена.
На рисунках Наполеона Орды можно найти не только Витебск, но и различные архитектурные пейзажи Витебской области. Например, дворец Храптовичей в Бешенковичах, Софийский собор в Полоцке, костел в деревне Сарья Верхнедвинского района и другие.
Некоторые рисунки можно отыскать в интернете, другие – рассмотреть в книге «Беларусь у малюнках Напалеона Орды».
А вот оригиналы рисунков белорусского художника можно увидеть лишь в Национальном музее в Кракове (там хранится 977 его художественных произведений) и в народном музее в Варшаве.