Discovery, National Geographic, Fox Life…

Каких еще каналов лишится белорусский телезритель?

Фото: sprotyv.info

Фото: sprotyv.info

Министерство информации Беларуси занялось разработкой указа о введении в стране единого госдистрибьютора иностранных телеканалов – об этом сообщает TUT.BY. Если новые правила, над которыми сейчас трудятся чиновники, вступят в силу, то телезрители могут лишиться любимых Discovery, National Geographic, Euronews и других линеек.

Почему подобный исход наиболее вероятен, объясняют специалисты данной сферы, в частности Елена Клюйкова, председатель правления Телекоммуникационного отраслевого союза (ТОС) Беларуси.

Сейчас в нашей стране около 20 дистрибьюторов: их работа заключается в представительстве иностранных телеканалов «на месте» и подключении абонентов (за каждого абонента дистрибьютор перечисляет каналу часть суммы, оставшаяся денежка оседает уже у него в кармане). Соотношение, в котором делится сумма, зависит от рейтинга канала и его прейскуранта.

Некоторые крупные ТВ-бренды обходят дистрибьюторов стороной и работают напрямую с кабельными операторами (в частности, речь идёт об Discovery, National Geographic, Fox Life и др.). Другие же, наоборот, нуждаются в дистрибьюторах – это линейка каналов ViaSat и Sony Pictures Television, российские «Охота и рыбалка», «Мама», «Телеклуб» и т.д. Однако в любом случае при подборе партнера телевизионщики проявляют феноменальную избирательность и щепетильность. Вот что рассказывает Елена Клюйкова:

Бывает, они даже выясняют биографию людей, с которыми будут работать. Просто прийти, предложить им деньги и сказать «давайте я буду вас продавать» не получится – у них жесткие принципы работы. 

Например, они не позволяют партнеру продавать каналы конкурентов сходной тематики, то есть один дистрибьютор не может продавать одновременно каналы Sony Pictures и Fox Life, например.

Такого правила – не сотрудничать с конкурентами – придерживается большинство трансконтинентальных медиахолдингов. Поэтому новый указ, разрабатываемый Министерством информации, вводит большинство специалистов отрасли в недоумение: как единый госдистрибьютор планирует представлять интересы сразу всех иностранных телеканалов и обходить общепринятый закон ТВ?

Мы можем больше не увидеть подобных шокирующих кадров! Фото: nigil.ru

Мы можем больше не увидеть подобных шокирующих кадров! Фото: nigil.ru

Частично чиновники свою позицию объясняют необходимостью улучшить контроль рынка, стремлением продвигать достижения Беларуси за рубежом и получением дополнительных отчислений в бюджет. Однако полноценного комментария относительно новых правил распространения СМИ в министерстве не дают – ждут официальной публикации указа.

В конце декабря 2015 года Телекоммуникационный отраслевой союз, озабоченный данной проблемой, написал письмо главе Администрации президента, премьер-министру и министру иностранных дел письмо, в котором попытался объяснить все возможные негативные последствия принятия нормативного акта. Ответ пока еще не поступил.

Нас никто даже в известность не поставил, что такие изменения готовятся. Когда об этом узнали, откликнулись и высказали свою озабоченность почти все: и дистрибьюторы, и операторы, и даже ведущие мировые каналы, – дополняет председатель правления ТОСа Елена Клюйкова.

Зарубежные каналы, как и ТОС, крайне негативно восприняли новость о предстоящих изменениях. Некоторые из них уже вполне открыто и категорично заявили о своей позиции: если указ вступит в силу, ТВ-бренды покинут белорусский рынок. При этом денежные потери их не волнуют – они будут слишком незначительны.

Например, у Discovery общее количество абонентов в мире 3 миллиарда – в Беларуси хорошо, если один миллион будет. Они просто уйдут отсюда и ничего особо не потеряют, – рассказывает Елена Клюйкова. – Многие так открыто и говорят: мы на юристов и переоформление всех договоров потратим больше денег, чем сможем заработать в вашей стране.

Принятие новых правил грозит работникам данной сферы массовыми увольнениями: сегодня в отрасли трудится около 2000 человек, и все они окажутся у разбитого корыта, когда во главе дистрибьюторской империи воссядет «монарх».

Кроме того, единый государственный дистрибьютор не согласовывается с антимонопольной и антикоррупционной политикой мировых телеканалов.  Ведь предполагается, что в ведении Мининформа будут находиться одновременно функции выдачи разрешений на трансляцию телеканалов на территории страны, продажа прав на их же распространение и контроль за всей сферой деятельности.

Перспективы белорусских телевизионщиков. Фото: powerwmz.ru

Перспективы белорусских телевизионщиков. Фото: powerwmz.ru

Еще один негативный прогноз от белорусских телевизионщиков – сокращение количества каналов приведет к росту абонентской платы. А это в свою очередь станет причиной перехода зрителей с кабельного телевидения на спутниковое.

Похожее уже было в 2009 году, когда Министерство информации исключило из перечня транслируемых в сетях кабельного телевидения российские международные версии популярных телеканалов. Это привело к росту продаж и установок систем спутникового ТВ, «НТВ+» и «Триколор», – говорит Елена Клюйкова. – Если кабельные операторы еще могут бороться за клиента, то кабель со спутником – нет. Со спутникового телевидения человек уже не возвращается.


  • Kondrat Sahalyar

    Ничто не мешает кабельным операторам поставить на каждый дом спутниковую антенну и ретранслировать каналы с неё. Ведь трансляция ТВ в пределах одного дома лицензирования не требует,
    соответственно и список каналов там может быть произвольный. Сейчас есть возможность завести со спутника на телевизоры 2 бесплатных российских цифровых мультиплекса по 10 каналов в каждом, при этом зритель будет платить только мизерную плату за настройку и эксплуатацию антенны ну и за цифровую приставку, если
    нужна. Рано или поздно но к этой модели придут если не кабельные
    сети, то их конкуренты из числа ИП. А у западных телеканалов не
    такая уж и большая аудитория, ментально наши зрители всё равно
    тяготеют к российскому ТВ.

    • Ольга Витебская

      А вам не кажется, что кабельные сети уже давно монополисты? И какая может быть речь про ИП в этой сфере))

  • Kondrat Sahalyar

    Абонентская база спутниковых операторов в нашей стране – около
    миллиона абонентов (это только платное спутниковое ТВ). Все они
    работают на нашем рынке через индивидуальных предпринимателей – установщиков антенн, и этот рынок по объёму сопоставим с кабельными сетями, так что ни о какой монополии кабельщиков речь
    не идёт. Рынок интернет-телевидения поменьше, но и там счёт идёт
    на сотни тысяч. Сейчас кабельщики активно осваивают эти два смежных рынка, понимая что их бизнесу с введением госмонополии
    на дистрибьюцию каналов придёт конец. Лично я уже отказался от
    кабельного ТВ в пользу комнатной антенны для белорусских каналов
    и интернет-трансляции для всех остальных. Другим советовать не
    буду, есть люди, которые кроме НТВ и РТР ничего больше не смотрят, и я их понимаю.