Шопинг в Литве: а есть ли в нём смысл?

В Минске открылся первый аутлет-центр «литовского» формата, а второй планируется в Витебске.

Фото: realt.onliner.by

Фото: realt.onliner.by

Белорусские предприниматели активно включились в бой за покупателя, который регулярно ездит шопиться в соседние страны. Свидетельство этому – открытие в Минске первого аутлет-центра Outleto. Особенность торгового объекта заключена в ценовой политике (вся продукция реализуется со скидками) и в ассортименте (покупателям предлагаются марочные товары не ниже среднего ценового уровня). Эти две составляющие, как правило, и сподвигают наших соотечественников на заграничный шопинг. Теперь у белорусов есть альтернатива, исключающая из «закупочного» процесса перезд через границу.

Аутлет-центры – новинка только для Беларуси: в мире торговых центров такого формата уже тысячи, они работают и в Европе, и в России. Застройщиком Outleto выступила управляющая компания холдинга «БелГАЗавтосервис», которая вложила в проект 30 млн. долларов. Как сообщил председатель совета директоров Михаил Супрунович, часть вложенных инвестиций – это собственные деньги холдинга, а часть – кредит Белгазпромбанка.

По данным интернет-портала «Белрынок», предприятие привлекло к созданию нового торгового объекта не только отечественных специалистов, но и литовских, которые имеют опыт работы с подобными структурами.

Михаил Супранович рассказал, что поначалу был против аутлет-формата, но именно литовские специалисты переубедили его, продемонстрировав все возможные преимущества нового торгового центра. Теперь у Outleto имеется большая цель – составить достойную конкуренцию заграничным магазинам.

Почему мы должны своих людей вынуждать ездить за границу за товаром и оставлять там деньги? Мы должны здесь создать условия, чтобы наши люди оставляли деньги здесь. Если кто-то хочет просто погулять по Вильнюсу, – пожалуйста, однако шопинг надо делать здесь, – убежден владелец первого белорусского аутлета.

В том, что новый торговый центр отвоюет значительную часть покупателей у заграничных конкурентов, уверен стратегический консультант Outleto Вайдас Андрюнас. Специалист отмечает, что ситуация на рынке ритейла в Беларуси серьезно поменялась за последние 5-6 лет, причем в лучшую сторону.

Серьезно развиваются операторы розничного рынка – супермаркеты, – здесь конкуренция растет, игроки становятся сильнее, а значит, и покупатель выигрывает.

Появление таких объектов – со своим «лицом» – это очень хорошо для потребителя. Он начинает понимать: если я хочу сэкономить, я еду в аутлет-центр, если у меня другая цель – еду в другой центр. Чем больше в стране появится торговых центров со своим «лицом», тем лучше и для потребителя, и для страны.

При этом «инновационность» торгового центра имеет и свои недостатки – в частности, достаточно сложно прогнозировать поведение покупателя по той простой причине, что формат аутлета нигде в стране ещё не использовался.

Наблюдать за белорусским рынком, где бы работал еще один такой же формат в Минске, в другом городе или за кольцевой дорогой, у нас нет возможности. Значит, все прогнозы и оценки нужно делать исходя, что называется, из своего чутья и смотреть на то, как поведет себя потребитель, – говорит литовский специалист.

Как ни странно, но стратегия импортозамещения, которую активно поддерживают белорусские власти, тревогу у консультанта не вызывает:

Я хожу по торговым центрам и вижу, какие бренды присутствуют здесь. И точно могу сказать: Беларусь от Литвы в этом смысле уже не настолько далека, как это было еще 5 лет назад. В Беларуси реально открываются брендовые магазины. Поэтому я не сказал бы, что импортозамещение может стать суперпрепятствием, ведь рынок Беларуси тоже заинтересован в том, чтобы инвесторы открывали здесь магазины.

А вот что может негативно сказаться на деятельности нового торгового объекта, так это взаимоотношения между владельцем ТЦ и арендаторами торговых мест.

Первое, что мы хотим поменять, – отношение владельцев и арендаторов… Потому что до этого времени они были очень односторонними. Величина арендной платы не должна быть единственным критерием сотрудничества. Нужно повышать культуру и арендодателя, и арендатора, чтобы все поняли: мы все в одной лодке. У владельцев аутлет-центра правильный подход: они взяли на себя обязательство обеспечить надлежащий поток покупателей и вкладывать средства в маркетинг торгового центра, – говорит специалист.

Также Вайдас Андрюнас сообщил, что в продвижение Outleto владелец готов вкладывать немаленькие деньги – от 700 тысяч долларов в год. Такие суммы делают прогнозы рабочей команды ещё более оптимистическими.

К слову, уже не за горами открытие второго аутлета – на этот раз в Витебске. Владельцем торгового объекта является белорусский производитель обуви «Марко».


  • алекс

    Ну ;правильно ип закрыли фирмы открыли