ОСТАНЕТСЯ ЛИ ЦЕНТРОМ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР?

Что может помешать развиваться торговым центрам?

В торговых центрах Минска усиливается борьба за покупателей, свидетельствует осеннее исследование рынка торговой недвижимости, сообщил заместитель начальника отдела консалтинга и аналитики управляющей компании «Твоя столица. Управление проектами» Андрей Чернышев.

То что борьба за покупателя усиливается, может означать конец Торговых Центров в том виде, как мы себе их представляем.

Все это пережила Америка. Сейчас на примере истории развития моллов (так в Америке любят называть большие торговые центры) можно примерно представить, как сложится судьба белорусских торговых гигантов.

Так может выглядет и Корона через десяток лет

Так через десяток лет может выглядеть и «Корона», если верить истории с торговыми центрами в США

По его словам Андрея Чернышева, чтобы привлечь и удержать посетителей, торговые центры и операторы должны будут развивать массмаркет, открывать магазины по франшизам известных брендов и проводить распродажи.

Масштабные распродажи придут в Минск в конце ноября — период проведения «черных пятниц». Параллельно распродажи готовят ведущие торговые сети, а госторговля… госторговля должна привлечь покупателей предрождественскими ярмарками.

Первые аналоги нашей витебской «Короны» появились в США в 50-е годы. Да, с прискорбием вынужден отметить, что Беларусь сейчас переживает то, что за океаном прошло полвека назад. Америку к идее моллов подтолкнули сложившиеся обстоятельства: желание социального общения, укрупнение сетей ритейлеров (или супермаркетов), приход эпохи потребления – когда одежда должна меняться каждые пару месяцев, автомобиль – каждые пару лет. Моллы стали выносить за город, добавлять туда кинотеатры и прочие элементы развлечения – чтобы заставить людей общаться и проводить в центре весь день.

Торговые центры и их операторы развиваются вслед за потребностями покупателей. «Население голосует кошельком за недорогие, но модные товары. Поэтому активно стали развиваться сетевые операторы в ценовых сегментах “средний” и “средний минус”, а вот продавцы премиум-товаров, напротив, стараются не спешить с открытием новых магазинов», – пояснил Чернышев. 

Естественно, главным центром притяжения в ТЦ становится крупный гипермаркет, иногда (не у нас) – несколько. Удобный бесплатный паркинг, кинотеатр, детские зоны: принцип «все в одном» в Америке 60-х и Беларуси 10-х становился залогом того, что семья приедет в молл надолго и потратит много денег.

А как все красиво начиналось

А как все красиво начиналось!

Моллы начали становиться врагами сами себе: брэнды не хотели ютиться в маленьких, перебирались в большие. Когда из молла уходил главный продоволльственный магазин – его еще называют «якорем», поток людей иссякал, центр закрывался.

Еще одна тенденция, отметил эксперт, постепенное раскручивание механизма франчайзинга для привлечения иностранных брендов. Таким путем в Беларусь пришли KFC и Burger King, а в будущем могут появиться такие бренды, как Koton, BHS, Reserved, House, Cropp, Mohito, Sinsay и Mango MegaStore.

Разбирать такое сооружение, как торговый центр – тоже дорогое удовольствие, поэтому многие из них так и стоят, постепенно разрушаясь. В них не демонтировали даже эскалаторы!

Так выглядят некоторые торговые центры

Более половины моллов закроются в Амрике в ближайшие 10 лет, прогнозируюст эксперты.

Что же убило моллы?

«На рынке наступила “эпоха арендатора”: предложение существенно превысило спрос, торговые центры стали испытывать трудности с заполнением помещений. В результате стоимость аренды с начала года снизилась на треть, а некоторые операторы предлагают перейти от фиксированной ставки к проценту от оборота магазина. Все это может привести к “миграциям” магазинов из одного в другой торговый центр», — считает Чернышев.

Кроме постоянного желания бутиков перебраться в более крупные центры, врагом моллов стал интернет.

Во-первых, социальные сети сейчас дают гораздо больше возможностей для общения. А за едой стало необязательно ездить – интернет-заказ и доставка работают (у них) без перебоев.

фрешмаркет

фото – delfi.lt

Время сжимается – если раньше новинкам, в том числе и плохим примерам, нужно было добираться до Беларуси десятилетиями, то нынче и кино можно посмотреть почти сразу вместе с американцами, и айфон купить ненамного позже. Поэтому можно прогнозировать, что если в богатой Америке моллы умирают, то в стабильной Беларуси они по сути не смогут родиться. Конечно, будет построена пар-тройка бизнесменами, приближенными к «императору». Они просуществуют некоторое время благодаря тепличным условиям и отсутствию конкуренции. В качестве примера можно привести ФрешМаркет – попытку белорусского «Евроопта» завоевать торговые просторы современной Литвы. Не выдержав конкуренции, «дочка» уходит со спокойного литовского рынка.

Как ожидается, в текущем году рынок торговых центров увеличится на 132 тыс. кв. м  — почти на 47% больше, чем годом ранее. “Правда, высока вероятность того, что многие еще не открытые объекты “переедут” на следующий год, чтобы за это время попытаться привлечь арендаторов. Надо понимать, что открытие торгового центра с галереей, заполненной менее чем на 40%, может поставить крест на планах привлечь в нее посетителей”, — отметил эксперт.

Думаю, реальная конкуренция реально бы проредила ряды белорусских торговых центров. А под прикрытием сверху можно не особо заботиться о клиенте: пускай одежду он научится покупать в Вильнюсе, но ведь где-то ему нужно еду покупать?

Но может, все не так пессимистично?

«Текущие сложности заставляют девелоперов улучшать качественные характеристики торговых центров (планировка, интерьер, навигация и т.д.) и развивать зону развлечений: открывать кинотеатры, контактные зоопарки, семейные центры досуга, фудкорты, скалодромы, ледовые катки. Собственник теперь наравне с арендаторами участвует в жизни торгового центра, в том числе проводит совместные акции и праздничные мероприятия. В конечном счете уровень комфорта и возможностей в торговых центрах Минска постепенно выходит на уровень ведущих европейских городов», — убежден представитель компании «Твоя столица. Управление проектами».

Можно начинать читать текст сначала: примерно в в 60-80-х годах Америка пережила волну открытия моллов – гигантских торговых центров с катками, кинотеатрами, игровыми площадками, паркингами – все было сделано, чтобы не только привлечь, но и задержать покупателя подольше…

Гипермаркет на городской окраине.

Гипермаркет на городской окраине.

По материалам Белапан и new-retail.ru


  • Kondrat Sahalyar

    Не всё так печально. То, что большинство этих новоявленных супер-
    пупер-гипермаркетов долго не протянут, и ежу понятно: первые “ласточки” вроде почившего в бозе “Материка” и так и не родившегося “Радзивилла” в Витебске уже появились. Но здания не
    пропадут. Тупые американцы пусть и дальше задумчиво чешут репы,
    а наши яйцеголовые архитекторы способны перестроить что угодно во
    что угодно. И так уже в городе длинный список объектов, первоначальное предназначение которых не сможет установить даже
    Шерлок Холмс.

    • Владимир Иванов

      Это потому, что есть единый кормчий. Понравился ему хоккей – аквапарков не будет. Не понравились ему одиноко стоящие дома – Трест №10 разберет их за свой счет, лишь бы директора не уволили.
      А у проклятых капиталистов все плохо – там собственник решает: нет денег на разборку, и сам Обама ничего не поделает