Государство и бизнес попробуют стать партнерами

Антон Платов

Внедрение в Беларуси механизмов государственно-частного партнерства стало одним из самых затянувшихся проектов реформирования экономики. Медленнее идет только приватизация. Но сейчас, пять лет спустя после распоряжения президента, дело может сдвинуться с мертвой точки.

общество

В понедельник, 8 сентября, информагентство БелТА сообщило, что к концу этого года в Беларуси планируется начать реализацию 5-6 пилотных проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Об этом сообщил первый замглавы аппарата Совета Министров Александр Заборовский. (Заметим, что министры экономики, промышленности и финансов, а также все вице-премьеры на эту тему высказываться не стали.) Предполагается, что это будут инфраструктурные проекты в сфере малой энергетики, по строительству дорог, учреждений образования. Впрочем конкретные проекты пока не определены. «Свои предложения внесут облисполкомы, министерства. К концу этого года сформируем 5-6 пилотных проектов, на которые с привлечением международных экспертов будет объявлен конкурс для того, чтобы привлечь лучших партнеров», – сказал журналистам Александр Заборовский. Он уточнил, что содействие при проведении конкурса окажет, в частности, Европейская экономическая комиссия ООН.

Впрочем, еще год назад министр экономики прямым текстом заявил, что даже в рамках ГЧП частный бизнес не подпустят к «лакомым» сферам деятельности, а направят туда, где норма прибыли, мягко говоря, невелика, а сами проекты – малопривлекательные. По словам Николая Снопкова, к механизмам ГЧП прежде всего будут прибегать при реализации проектов по строительству автодорог, детских садов, школ, реконструкции больниц, инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.

Кроме того, ожидается, что в этом году в Национальное собрание поступит и будет рассмотрен депутатами законопроект о ГЧП. Как отметил Александр Заборовский, принципиально документ уже согласован. Правда, он не упомянул, что этот законопроект был готов еще год назад – и тогда же правительство обещало отправить его в парламент. Но почему-то не отправило.

Напомню, что называется, историю вопроса. Впервые из государственных уст словосочетание «государственно-частное партнерство» прозвучало в новогоднюю ночь: 31декабря 2010-го Александр Лукашенко подписал свою знаменитую директиву №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Именно там впервые было сказано про «формирование правовой базы, стимулирующей развитие в Республике Беларусь государственно-частного партнерства».

business_partners

Частный бизнес было приободрился, но довольно скоро понял, что напрасно «раскатал губу». На каждый следующий шаг чиновникам требовался почти год. Только в сентябре 2011-го прошла конференция, на которой обсуждались правовые вопросы государственно-частного партнерства. В мероприятии приняли участие представители Министерства финансов, Национального центра законодательства и правовых исследований, общественных объединений «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» и «Белорусский союз предпринимателей», иных органов и организаций. Потом ничего не происходило до июня 2012-го когда публике представили концепцию проекта Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве». Согласитесь, это очень в духе «реформ по-белорусски»: не принять закон, и даже не подготовить проект закона, а начать с утверждения «концепции проекта закона». Ну да, «контора пишет», зарплаты автором этих документов платятся исправно. Только самого партнерства нет до сих пор.

Правда, в октябре 2013-го в Минске прошла конференция «Государственно-частное партнерство: лучший международный опыт и перспективы для Беларуси». И вот, год спустя, нам обещают несколько проектов в сфере ГЧП, причем сами чиновники еще даже не знают, каких именно.

Давайте вспомним: в Беларуси рыночные реформы были заморожены еще 20 лет назад. В результате сегодня более 80% средств производства и почти 95% инфраструктуры остаются в руках государства. В этих условиях, по мнению многих экспертов, белорусских и международных, именно механизмы ГЧП способны повысить эффективность белорусской экономики. То есть объединить государственные ресурсы с энергией частного бизнеса.

Национальные законы о государственно-частном партнерстве приняты и успешно работают во множестве стран по всему миру, в том числе во всех государствах Европы, в России, Украине и Казахстане. И статистика показывает: если государство реализует проект самостоятельно, то к назначенному сроку удается сделать максимум 40% от запланированного. Но если для реализации проекта привлекается партнер из частного сектора, показатель сразу вырастает до 85%. Если посмотреть на общеевропейские показатели, то бюджетная экономия, которую получает государство в результате внедрения механизма ГЧП, колеблется в пределах 10-12%. В Германии, которая работает по принципам партнерства власти и бизнеса с 2005 года, сохраняется в казне до 10% средств. Великобритания, которая запустила проект ГЧП еще в 1996 году, сегодня получает бюджетную экономию порядка 12% ежегодно. Россия и Казахстан стали использовать инструменты ГЧП в 2005-м – и сегодня экономия бюджетных расходов там составляет 6% и 11% соответственно.

Напоследок замечу, что если не запустить механизмы ГЧП сейчас (раз уж мы отказались от приватизации), причем не в виде пилотных проектов, а в полную силу, то ситуация может стать очень печальной. Государство как собственник демонстрирует просто катастрофические показатели эффективности распоряжения имуществом. Судите сами: в 2004 году отдача от государственных (бюджетных) инвестиций составляла 58 копеек на каждый вложенный рубль, а в 2013 году – всего 3 копейки. За десять лет эффективность инвестиций, контролируемых чиновниками, снизилась в 37 раз!

Даже в бастионе государственного капитализма по-белорусски – в Научно-исследовательском экономическом институте (НИЭИ) Министерства экономики – признают, что ключевая роль в повышении эффективности белорусской экономики должна быть отведена структурным реформам. А внедрение механизмов ГЧП как раз к таким реформам и относится. По крайней мере, реформы с этого можно начать.

«Несмотря на определенные позитивные изменения в экономике Беларуси в первом полугодии 2014 года, сохраняют свою актуальность риски для достижения устойчивости и макроэкономической стабильности», – говорится в августовском номере «Экономического бюллетеня», издаваемого НИЭИ. К таким рискам государственные экономисты относят: превышение темпов роста зарплаты над производительностью труда; несбалансированность во внешней торговле товарами и услугами. «Результатом работы экономики в условиях макроэкономической несбалансированности на фоне низкого экспортного потенциала и снижения внутреннего спроса стал низкий уровень качественных показателей работы белорусских товаропроизводителей», – констатируют экономисты института Минэкономики. И сами же добавляют: за первое полугодие рентабельность продаж предприятий снизилась, а объем чистого убытка, полученного организациями, существенно вырос.

Самое время всерьез взяться за государственно-частное партнерство.