Торговля в интернете: неплохо, но могло быть и лучше

Темы

Еще 8-10 лет назад никто в Беларуси не расценивал интернет-торговлю как конкурента традиционной рознице. Но к сегодняшнему дню ситуация в корне переменилась. Сегодня через интернет идет больше 1,15% всех розничных продаж в стране – это почти полмиллиарда долларов.

42-21526274_in

По печальной белорусской традиции, большинство статей экономической тематики, которые появляются в независимых СМИ, – это негатив. Критика правительства (обычно заслуженная), госпредприятий, сообщения о падении производства, росте цен и тарифов ЖКХ и всем прочем, что обычно не вызывает радостного возбуждения. Но давайте будем справедливы: есть в белорусской экономике такие направления, которые развиваются очень даже успешно. Одно из них – это торговля через интернет.

Первые современные интернет-магазины в белорусском сегменте Сети появились больше десяти лет назад, однако первое время онлайн-торговля в нашей стране все же была скорее экзотикой. Но несколько лет назад оказался сломан некий психологический барьер – и белорусы буквально бросились за покупками сперва в отечественные, а потом и в зарубежные интернет-магазины. Так что сегодня можно сказать точно: интернет-торговля в Беларуси состоялась. Она заняла свою нишу и продолжает успешно развиваться. Предлагаю посмотреть, как выглядит это развитие.

130954361_n

В конце августа компания J’son & Partners Consulting представила основные результаты исследования, посвященного рынку электронной коммерции Беларуси. По мнению ее экспертов, пока рынок электронной коммерции в РБ находится на ранней стадии развития и демонстрирует высокие темпы роста, обусловленные невысокой стартовой базой. По итогам 2013 года рынок ecommerce занял порядка 1,15% от общего рынка розничной торговли – почти в три раза больше, чем в 2010-м. По оценке экспертов J’son & Partners Consulting, среднегодовые темпы роста белорусского рынка электронной коммерции составят 18,2% в год на протяжении 2014-2016 годов.

Сегодня в государственном торговом реестре зарегистрировано уже без малого 10 тысяч виртуальных объектов торговли. И их число растет каждый месяц. А сколько интернет-магазинов работает полулегально – сказать трудно. Но понятно, что тоже немало. По информации замминистра торговли Ирины Наркевич, число интернет-магазинов в нашей стране за январь-июль нынешнего года выросло в полтора раза, до 9.627. В 2006 году, по данным Министерства торговли, в Беларуси было зарегистрировано 380 интернет-магазинов. К 2010 году интернет-магазинов в стране стало уже 3.300, в 2011-м – 3.930, 2012-м – 4.978, а в 2013 году работало 5.619 субъектов онлайн-торговли.

Товарооборот интернет-магазинов Беларуси за последние пять лет вырос более чем в 45 раз и достиг по итогам 2013 года 3.154,5 млрд белорусских рублей (Br). Сейчас больше всего интернет-магазинов (более 6,7 тыс., 69,7%) работает в Минске. В Минской области зарегистрировано более 1,1 тыс. объектов (11,9%), в Брестской – 467 (4,9%), Гомельской – 359 (3,7%), Витебской – 342 (3,6%), Гродненской – 322 (3,3%), Могилевской – 279 (2,9%).

На конференции E-Commerce Belarus 2013 была названа интересная цифра: в Беларуси каждые 45 минут открывается новый интернет-магазин. Даже если это преувеличение, то динамика все равно впечатляет. Хотя здесь нужно понимать: очень много магазинов и закрывается также достаточно быстро. Все-таки интернет-магазин – это непростой бизнес, особенно в белорусских условиях всепроникающего государственного регулирования.

Маркетинговые исследования показывают, что за 2013 год количество людей, которые совершают покупки в интернет-магазинах, выросло в Беларуси на 6-10%. Уже более 65% белорусов имеют опыт покупок в интернете, а средний чек покупки составляет 90 долларов. Большинство покупателей – молодые люди, самая высокая активность – в группах 18-24 и 25-35 лет. Но в последнее время все больше покупают в интернете люди старшего возраста – около 55 лет. Делая покупки в интернет-магазинах, около 60% белорусских покупателей предпочитают рассчитываться наличными деньгами, 12% – банковской карточкой, 8% – с помощью почтового банковского перевода, 7% – через систему интернет-банкинга, 4% – электронными деньгами.

Ну а что покупают? Пока в интернет-продажах лидируют потребительская электроника и компьютерная техника, бытовая техника, инструменты. Развиваются продажи строительных материалов и автозапчастей. Также сегодня белорусы очень активно заказывают вещи и мебель для дома, одежду и обувь, косметику, товары для детей, расходные материалы, продукты питания. Перспективные направления – книги, семена и другая садоводческая продукция, билеты на различные мероприятия.

Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что оборот интернет-торговли в Беларуси в 2013 году составил более $420 млн – почти в тридцать раз больше рынка интернет-рекламы. Однако нужно понимать: торговый оборот – это не доход, в сумму оборота включается стоимость всех товаров, отсюда и высокие цифры.

Не самая лучшая белорусская традиция: повышенное внимание государства к какой-либо сфере бизнеса, как правило, сопровождается увеличением числа запретов и ограничений. Сейчас, например, готовится к введению норма, обязывающая интернет-магазины предоставлять потребителям право оплатить покупку безналичными деньгами. Задача – способствовать выводу расчетов из тени. Но в реальности такая норма просто «вышибет» с рынка многих его участников.

Сюда же можно отнести проект указа о том, чтобы ограничить размер наличных расчетов, в том числе в интернет-торговле. Планируется разрешить оплату наличными до 1000 базовых величин, свыше – только в безналичном порядке. Кроме того, планируется постепенное введение к 2015-2016 годам системы контроля кассовых аппаратов.

Еще одна напасть, подстерегающая белорусский интернет-бизнес – возможное принудительное наполнение ассортимента онлайновых магазинов белорусскими товарами. «Когда интернет-торговля только начинала развиваться, в ассортиментном перечне, предусматривающем обязательное наличие в интернет-магазинах товаров белорусского производства, не было необходимости, – говорит Ирина Наркевич. – Сейчас в интернете работает множество объектов. Так почему бы не поставить отечественный товар на полки интернет-магазинов? Вопрос о разработке перечня следует досконально проработать и обсудить с представителями бизнес-сообщества».

Сейчас в белорусском сегменте интернета быстро развиваются т. н. торговые площадки – своего рода «агрегаторы» интернет-магазинов, которые сами торговлей не занимаются. Здесь можно провести аналогию с торговыми центрами, которые сами ничем не торгуют, а только сдают в аренду места многочисленным торговым точкам и предоставляют им инфраструктуру. Становятся все более популярны различные системы, способствующие повышению продаж, например, Апсервис CRM

В Беларуси наиболее заметны такие торговые площадки, как Shop.by (дочерний проект Open.by), Deal.by, Мigom.by, Onliner.by, 1k.by, Kupi.tut.by (дочерний проект Tut.by). Но и здесь очень многие вопросы еще не урегулированы. Например, по закону интернет-магазины должны быть зарегистрированы, а вот интернет-площадки – не обязаны. В результате сегодня никто не может точно сказать, сколько их создано в Беларуси и как они работают. Но участникам этого рынка хорошо известно, что некоторые торговые площадки не гнушаются брать с интернет-магазинов ежемесячную плату «черным налом». Впрочем, Минторг уже пообещал сделать работу площадок более прозрачной – и, возможно, ввести для них определенные ограничения.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий