Магические существа, неизбежность гибели советского Мордора, игра с реальностью, трикстер Локи – всё это в нашем материале о выдающемся белорусском художнике.
Мы продолжаем разговор о волшебном и магическом искусстве Александра Вышки, который начали в предыдущей статье, и сейчас будем рассказывать о различных формах отражения магического мира в его картинах. Это и социальная магия, и волшебные сущности, и субъекты магии, и глубина магического восприятия. А сперва поговорим о самом художнике и попытаемся найти ответ на вопрос столь захватывающего и совершенного выражения им колдовской реальности.
Существуют два типа людей по отношению к природе. Одним будет ближе лес, другим – сад. Это фундаментальное разделение, которое касается предельных психологических глубин и имеет отношение к культурному и духовному самоотождествлению. Те, кто воспринимают природу как сад, ближе к стройным, законченным системам, каковыми, например, являются монотеистические. Они склонны верить в существование или возможность создания «теории всего». Тем же, кто воспринимает природу как лес, в большей степени присуща творческая спонтанность, для них и рациональная деятельность это искусство, они способны чувствовать непостижимое. Александр Вышка принадлежит к тем, кому ближе лес. Его «Автопортрет с другим лицом и грязными ногами в белом цветке» раскрывает образ загадочного трансантропологического существа, коему несомненно присуще творческое начало, иронический взгляд на окружающее, любовь к прекрасному и естественность проявлений чувств.
Условием удачного выражения индивидуальных творческих идей является степень проявленности в себе архетипа как реального сверхличностного образа. И здесь нужно сказать, что и в личностных, и в творческих проявлениях Александра Вышки узнаётся Локи – божество из германо-скандинавской мифологии. Этому божеству присущи ум, находчивость, а также творческое начало, сопряжённое с несомненной практичностью и трезвостью интеллекта. Картины художника с ярко выраженной магической тематикой содержат в себе представления о добре, красоте, укоренённости в естественной среде, единстве с мирозданием.
Социальная магия
Картина Александра Вышки «Властелин» предвосхищала распад Советского Союза. На ней изображён, что называется, наш, советский Мордор, с советским же Сауроном. Он одержим манией собственного величия и иллюзией неприступности, но будучи духовно слепым не может почувствовать неустойчивость собственного трона и предвидеть свой близкий конец:
Эта картина была написана в 1986 году, но перестройка ещё не дошла до нас. И они ещё не «посыпались». Написал я её в январе, это был такой подарок на День Рождения, который я сделал самому себе. Идея пришла после посещения горисполкома, я встретился там с Буйволом. Это такой чиновник был по фамилии Буйвол, и его фамилия очень соответствовала его сущности. Я сделал очень интересный проект диплома, который мне заказали: силуэт Ленина чёрной краской на оранжевом фоне, а он принимал. И вот он сидит, смотрит, физиономия становится красной, и кричит: «Не позволю, пока я коммунист, не позволю Ленина рисовать чёрной краской!» Весь этот идиотизм, конечно, впечатлил. Я пришёл в мастерскую и сделал эту картину. И они тогда ещё не «сыпались», а буквально через год-полтора они начали «сыпаться». Вот это состояние здесь было изображено.
Можно сказать, что данная картина является актуальной и по сей день, так как советский Мордор в России и Беларуси, спустя недолгое время после распада «империи Зла» обрёл своё второе рождение, пусть и в расчленённом виде. Но полный крах, обещанный на картине, обязательно произойдёт, Мордор должен окончательно кануть в небытие.
Сущности природного мира
Картина с нарочито длинным названием «Видение, привидевшееся мне, когда будучи в полном одиночестве, я устраивался на ночлег близ деревни Рыжики» является свидетельством глубокого восприятия природных стихиалей. В данном случае речь идёт о стихиалях леса, и что немаловажно для белорусского искусства, раскрывается мир конкретного «маленького народа», обитающего в белорусском ареале. А ведь тесная связь между культурой и природой общеизвестна… Конечно, увлечения и пристрастия представителей «маленького народа» передаются через параллели с человеческим миром, что делает подобного рода произведения Александра Вышки ещё более близкими людям.
Как рассказывал сам художник, такие картины он начал писать ещё в 1977 году, когда стиля фэнтези в Советском Союзе не было ещё и в помине. Важно, что подобного рода фантастические работы живописца являются результатом его индивидуального восприятия, неведомого для повседневности, и связаны с его личными историями. Это обусловливает их несомненный живой характер и эмоциональную непосредственность.
Ведьмы – субъекты магии
Ведьмовским картинам Александра Вышки присуще подчёркнуто радостное восприятие бытия. Эротизм во многих его произведениях сразу отсеивает зазомбированных социальной религией и таким же «социальным государством» ханжей. А для тех, кто открыт радости естественной и непосредственной, раскрывается магическая сущность мироздания. Картина «Шабаш» демонстрирует ведьмовской «спиральный танец» и «магическое вознесение», условием которого является практическое постижение всех элементов природных стихий. Мы видим соединение сил Воды, Огня, Земли, Воздуха и Эфира на пути к магической трансценденции.
Магическое восприятие
Картина «Сказка сказок» раскрывает пространство личной магической вселенной Александра Вышки, включающего в себя фрагменты жизненного пути, культурные ассоциации, размышления о природе мироздания. Она свидетельствует как о техническом совершенстве художника, так и о сложности и неисчерпаемости его творческого воображения. Налицо свободная игра с реальностью, её видоизменение и преосуществление, всё, что и соответствует природе Локи. Очевидна взаимосвязь образов, когда через одни, в результате трансформации, просвечивают другие. Картина выражает магическую непрерывность существования и его конечную гармонию. Более того, для ряда посетителей она уже стала объектом медитации, ибо через эту вселенную живописца обнаруживает себя общечеловеческий культурный универсум.
Как говорил один такой медитатор:
Встаньте, посмотрите, и они полезут…
И мы видим этих энигматических сущностей, которым так небезразличен наш мир…
Александр Вышка рассказывает, что данная картина является художественной прелюдией к его основной работе «Мастер и Маргарита» в той же самой технике. Потому нас с вами ждёт ещё много волшебных открытий, мистики и магии от замечательного художника. Параллельная реальность в его творчестве находит всё новые формы выражения.