Причины высокого количества ДТП

статистика в инфографике и картинках

Количество ДТП выражается обычной формулой, в которой представлены многие аспекты человеческой деятельности. Например, важен средний возраст автомобиля, их количество на душу населения, состояние дорог и образованность пешеходов.

Очевидно, что количество автомобилей на душу населения в Беларуси будет расти, и этот показатель нет смысла ограничивать. Сейчас в Беларуси только в личном пользовании находится 313 автомобилей на 1000 человек, если верить Белстату. Эта цифра неуклонно растет, причем в ней не учтены автомобили предприятий и мотоциклы, которые тоже ездят по дорогам и имеют риск попасть в ДТП. Кстати, при создании генерального плана Витебска цифра автомобилизации к 2020 году была принята за 320 автомобилей на 1000 жителей, в том числе 300 легковых. И, как видим, покупательская способность витебчан была явно недооценена, а это значит, что генплан, по сути, уже неактуален, и требует доработок.

Автомобилизация населения (55-1)

При такой высокой автомобилизации средний возраст автомобиля, находящегося в личном пользовании белоруса – один из самых низких среди тех, с кого мы обычно берем пример.

Возраст автомобилей (55-2)

Это означает, что белорусы в среднем используют более современные, совершенные и удобные автомобили, меньше устают за рулем и должны в среднем лучше реагировать на возможные аварийные ситуации, снижая из вероятность и тяжесть последствий.

Однако, этого не происходит.

Возьмем для сравнения Литву, нашу соседку. Количество автотранспорта на руках у литовцев намного выше, чем у белорусов (последние данные – 617 авто на 1000 человек,то есть в два раза больше, чем в Беларуси), а средний возраст его – намного больше. При этом количество ДТП, хотя и одно из самых высоких в Европе, но заметно ниже, чем в Беларуси: если измерять в «человеках», то около 10 на 100000 человек (в Беларуси –14), а если в транспортных средствах, то 0.2 на 1000 ТС (в Беларуси – 0.4 на тысячу).

Значит, проблема не в возрасте и количестве транспорта?

Да, есть еще две переменные, которым в Литве уделяется чуть большее внимание: информационная часть и оборудование дорог. Пешеход и водитель обучаются не для галочки. В прессе постоянно идут дебаты о том, как улучшить культуру вождения (и рождаются советы); как безопасно участвовать в дорожном движении. В некоторых школах книжки с Правилами выдают бесплатно.

Но главное – оборудование дорог. Разметка, светоотражающие элементы в асфальте на поворотах, яркие знаки, выделение пешеходных переходов, освещение их и вообще освещение дорог. И постоянное реагирование на нужды участников дорожного движения – возникшую яму заделают за два дня, если где-то стали образовываться лишние заторы – разметку перерисуют, чтобы минимизировать последствия. На подавляющем большинстве  перекрестков для поворота налево выделяется специальный карман, чтобы не мешать тем, кто едет прямо.

В Витебске тоже к этому пришли – уже появились карманы на проспекте Строителей. Однако, по прежнему, существует проблема разворотов, к примеру на Московском проспекте: желающий развернуться водитель, вынужденный уступать дорогу трамваю, автоматически создает затор для едущих в двух левых рядах.

Огромную нагрузку на перекресток «Московский-Терешковой-Бровки» создало построенное Билево. После рабочего дня множество автомобилей, стремящееся в новые микрорайоны, буквально затыкают половину улицы Терешковой на подступах к Московскому проспекту. И невозможно банально повернуть направо в город, не отстояв пару-тройку циклов светофора (хотя там всегда горит стрелка!) Очевидно, что эту проблему необходимо решать, к примеру, удлинением кармана для поворота направо как минимум до выезда из микрорайона.

Московский проспект - карман

И вообще, этот перекресток нуждается в реформировании: ведь Билево никуда не денется, ездить надо, а путепроводы к продолжениям проспектов Строителей и Фрунзе (а тем более – улицы Панковой) ждать еще долго (путепровод от проспекта Строителей до улицы Короткевича планируется сдать к февралю 2017 года). Вот примерно это и имеется ввиду при разговорах о необходимости доработок генплана: нужно повышать пропускную способность узких мест.

Ну, и напоследок, о грустном

Инфографика про ДТП

1 комментарий

  1. Большое количество ДТП – это следствие низкой пропускной способности перекрестка? Это, конечно, связанные вещи. Но связь, скорее, обратная 😉 Ниже пропускная способность (и скорость движения в том числе) – выше безопасность дорожного движения. Снизьте пропускную способность до нуля – безопасность вырастит до 100% 😉

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *