Льюис Кэрролл и Анна-Мария Железко: совместное путешествие по Стране чудес

Двум памятным датам, связанным с историей энигматических сказок об Алисе и её реальном прототипе – Алисе Лидделл, посвящается эта статья.

Анна-Мария Железко. Так чей же это был сон?..

Анна-Мария Железко. Так чей же это был сон?..

Тринадцатым ноября 1862 года датируется первая запись в дневнике диакона англиканской церкви и учителя математики в аристократическом колледже Крайст-Чёрч о начале работы над сказкой про Алису. Обещание создать интересную историю было дано маленькому другу Льюиса Кэрролла, дочери декана колледжа, где преподавал математик, Алисе Лидделл. Тогда ей было 10 лет. И то путешествие Алисы, в которое взял девочку педагог, ставший благодаря созданным сказочным историям известнейшим писателем, распространяется и поныне на всех, чья внутренняя природа гармонирует с духом произведений их автора. Возможно, в том числе здесь нужно иметь в себе что-то от духа Алисы Лидделл, несомненно присутствующее и у молодой белорусской художницы Анны-Марии Железко.

Алиса Лидделл в возрасте семи лет. Фото Льюиса Кэрролла

Алиса Лидделл в возрасте семи лет. Фото Льюиса Кэрролла

В пространстве календаря, связанного с теперь уже культовым миром Алисы, есть ещё одна близкая дата – 16 ноября. Это день, когда в возрасте 82 лет ушла из этого мира в бессмертие прототип Алисы. Случилось это в далёком 1934 году. Но произведения Льюиса Кэрролла уже обессмертили её имя.

Алиса Харгривз в 1932 году

Алиса Харгривз в 1932 году

Истории Льюиса Кэрролла раскрывают мир для обыденного сознания совершенно невозможный и действительно испытывают способности восприятия. В произведениях «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл предвосхитил многие культурные и духовные тенденции ХХ века, начиная от семиотических исследований и до испытания запредельных возможностей человеческой перцепции, явленных в открытом Карлосом Кастанедой учении толтеков. Сказки об Алисе содержат в себе разные уровни прочтения, и их постижение зависит от готовности самого познающего субъекта бесстрашно прыгнуть в «кроличью нору».

Анна-Мария Железко. Вниз по кроличьей норе

Вниз по кроличьей норе (фрагмент)

Вниз по кроличьей норе (фрагмент)

По мотивам сказок Льюиса Кэрролла создано уже бесчисленное количество произведений изобразительного искусства. И все они различаются в зависимости от того, насколько проявляется как готовность к головокружительному прыжку, так и способность броситься в эту пропасть неизведанного. Оттого гносеологическое и художественное качество произведений различно. Некоторые, что называется, «хватают по верхам», эксплуатируя внешние и самые скандальные факты и домыслы. Ведь, к примеру, Льюис Кэрролл входил в число подозреваемых по делу серийного убийцы Джека Потрошителя, а также известен своими многочисленными фотосессиями с детьми, исходя из чего уже в современном мире написаны исследования и статьи о его «педофилии». Конечно, работы такого рода являются по самой своей природе внешними и поверхностными.

Известное фото Льюиса Кэрролла и Алисы является на самом деле результатом позднего монтажа

Другое дело – произведения, отличающиеся вживанием в иную, «зазеркальную» реальность, исследованием той особой карты возможностей восприятия, которую прочертил автор в своих сказках. Как известно, сказка является одним из жанров, наиболее обобщённо раскрывающих символические аспекты нашей реальности, её причинные основания. И нельзя сказку относить исключительно к фольклору. Миф не останавливается в своём развитии, он не может быть законсервирован, его жизнь продолжается в новых реалиях. И картины белорусской художницы Анна-Марии Железко раскрывают развитие мифа, связанного с древним и архетипическим образом, являющимся одним из корневых, присущих Западной мистической традиции.

Николай Дундин и Анна-Мария Железко на открытии выставки “Алиса в Стране чудес”. Художественный салон-галерея “Стена”, 2013 г.

Анна-Мария Железко. Алиса в Стране чудес

Анна-Мария Железко. Алиса в Стране чудес

Работы Анны-Марии Железко, написанные карандашом, гармонично сочетают в себе динамику, присущую сказкам Льюиса Кэрролла, и столь важную медитативность, без которой невозможно постижение тайн кэрролловской «Алисы…» Манера её письма позволяет детально передать пространство мифа, выраженного Льюисом Кэрролом. Можно констатировать очевидный факт: совместное путешествие, в котором автор «Алисы…» был духовным гидом, состоялось. А исходя из того, что, по словам самой художницы, картины её цикла об Алисе не являются буквально передающими содержание сказок, кэрроловский миф продолжает развиваться.

Анна-Мария Железко. Вода и вязание

Анна-Мария Железко. Вода и вязание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *