Этот таинственный и сакральный социалистический реализм…

Выставка Георгия Киселёва «Читра», открытие которой состоялось 28 октября, побудила присутствующих высказаться о непреходящих ценностях школы реалистического искусства.

Георгий Киселёв

Георгий Киселёв

Уже само название выставки несёт на себе печать тайны. Как говорилось на её открытии, «читра» в древнеславянском языке означает «картина». Между прочим, в ведической астрологии именем Читра названо созвездие, связанное с творчеством и гармонией, одним из символов которого является бриллиант, олицетворяющий процветание и благословение. Таким образом, экспозиция, уже исходя из смыслов своего названия, раскрывает посетителям позитивную и целостную «картину мироздания».

Г. Киселёв. Знаки Зодиака. 1965 - 1995 гг.

Г. Киселёв. Знаки Зодиака. 1965 — 1995 гг.

Произведения графического искусства, представленные на выставке, приуроченной к 80-летию художника, весьма разнообразны по своему исполнению. Они выполнены в различных техниках: это и автолитография, и эстамп, и линогравюра, и дереворит, и ксилография, а также гравюра на кальке, плёнке, по пластику, ДВП. Представлены разноформатные графические произведения, среди которых серьёзное место занимает гравюра малых форм: экслибрисы, портреты, эмблемы. Таким образом, богатство содержания и возможностей изобразительных техник, свидетелями чего мы являемся на выставке, также соответствует идее «читра».

Экслибрисы Георгия Киселёва

Экслибрисы Георгия Киселёва

Сам же Георгий Киселёв пронёс эту идею через всю свою жизнь. Выступавшие подчёркивали его превосходные человеческие качества, и то, что в советские годы он неоднократно высказывался в поддержку тех художников, произведения которых выходили за рамки «официального искусства». Его внешнее положение также было заметным: с 1967 года он работал главным художником Витебска, а с 1973 года – главным художником Витебских художественно-производственных мастерских, комбината «Мастацтва». Здесь мы видим полное соответствие внутреннего и внешнего содержания, что опять-таки соответствует понятию, указанному в названии экспозиции…

Г. Киселёв. Дружина. 1974 г.

Г. Киселёв. Дружина. 1974 г.

Художник Феликс Гумен, негативно высказавшись относительно определённых тенденций современного искусства, говорил на открытии выставки о непреходящем значении того творческого метода, который представлял Георгий Киселёв:

Мы находимся на очень интересной и знаменательной выставке. Уходит старшее поколение художников. Смена поколений наступила. Уходят советские художники. Пока я не вижу, чтобы на смену появилось что-то действительно новое. Уходит старая добрая советская школа, которую мы всё время ругали, говорили, что это соцреализм. Но эта школа позволяла обладать целенаправленностью. Мы над многим смеялись, над многим шутили, но у нас был вектор. Мы знали, что делаем, и для чего делаем. Сейчас в современном искусстве это отсутствует. По многим современным выставкам это видно, что людям нечего сказать совершенно, и они бормочут что-то, и о чём бормочут, они сами не знают. Здесь мы видим выставку, где художник знает, что он делает, для чего он делает, и есть ему что сказать. Это первое. А второе – мы имеем дело с действительно большим мастером.

Георгий Киселёв и Феликс Гумен

Георгий Киселёв и Феликс Гумен

Конечно же, можно поспорить о том, насколько всё в современном искусстве так плохо и безрадостно. Ряд молодых витебских художников уже, на наш взгляд, можно смело занести в полноправные представители Витебской художественной школы. Но в сказанном Феликсом Гуменом о высоком мастерстве представителей «старой школы» действительно большая правда. При этом, метод, господствовавший в советское время, сам по себе не мог никого ограничить. Примером тому и является творчество Георгия Киселёва.

Г. Киселёв. Тишина. Лучёса. Лунная ночь. 1977 - 1980 гг.

Г. Киселёв. Тишина. Лучёса. Лунная ночь. 1977 — 1980 гг.

Феликс Гумен упомянул о серии юбиляра выставки «Знаки Зодиака». Некоторые произведения из неё представлены в нынешней экспозиции. Здесь мы вновь можем обратиться к космическому содержанию понятия «читра». И серия «Знаки Зодиака», и пейзажные работы, и изображения цветов, говорят об этом чувствовании художником непреходящей космической гармонии, которая пронесена через весь его жизненный и творческий путь. Такой реализм всегда современен и будет всегда востребован как укоренённый в вечных идеях Блага и Красоты.

Г. Киселёв. Гладиолусы. 1991 г.

Г. Киселёв. Гладиолусы. 1991 г.