Золото “Лістапада” пройдет мимо белорусского кино

А также “гараШная” романтика и сюрпризы белорусского андеграунда от самого интригующего участника кинофестиваля. 

46bf5082e86bce162eeb3f89d0eb7cbb

Фото bigmir.net

В этом году XXII Минский международный кинофестиваль “Лістапад” пройдет 6-13 ноября под девизом “Удовольствие для глаз”. А вот удовольствия получить его главный приз белорусские участники по какой-то причине будут лишены. Как сообщает БелаПАН, среди 11 кинолент, которые будут бороться за “Золото “Лістапада”” не представлено ни одного белорусского фильма: “Небесное кочевье” Мирлана Абдыкалыкова (Кыргызстан), “Покой нам только снится” Шарунаса Бартаса (Литва, Франция, Россия), “Демон” Марцина Вроны (Польша, Израиль), “Урок” Петера Вылчанова и Кристины Грозевой (Болгария, Греция), “Большой отец, маленький отец и другие истории” Ди Фан Данга (Вьетнам, Франция, Германия, Нидерланды), “Проект века” Карлоса Китнелы (Куба, Аргентина, Германия, Швейцария), “Зенит” Далибора Матанича (Хорватия, Словения, Сербия), “Сокровище” Корнелиу Порумбою (Румыния, Франция), “Страна Оз” Василия Сигарева (Россия), “И горы сдвигаются” Чжанкэ Цзя (Китай, Франция, Япония), “Эва Нова” Марко Шкопа (Словакия, Чехия, Словения).

Полной программой минского “Лістапада” можно ознакомиться на его официальном сайте.

Мы же предлагаем выделить самые интересные события предстоящего конкурса. Главной интригой фестиваля в этом году обещает стать трагикомедия “ГараШ”, созданная независимой командой белорусских кинематографистов во главе с режиссером и сценаристом Андреем Курейчиком. Фильм будет представлен на “Лістападзе” в рамках Национального конкурса игрового кино.

Картина рассказывает о конфликте советского и современного типа мышления на примере жителей минского микрорайона Шабаны. В создании фильма участвовали композитор ленты “Выше неба” и продюсер Дмитрий Фрига, продюсер “Театра Ч” Андрей Черный, операторы Александр Крупина, Никита Пинигин и другие. Главные роли в картине исполняют музыканты группы “Нейро Дюбель” Александр Куллинкович и Юрий Наумов, лидер коллектива “Гурзуф” Егор Забелов, актеры Эвелина Сокуро и Артем Курень, артисты белорусских театров.

Главный герой фильма “ГараШ” — автомеханик, которого играет молодой актер Артем Курень, — вынужден вернуться в Беларусь из США. В Минске ему удается найти работу лишь в гаражном СТО в окраинном микрорайоне Шабаны. Там он встречает местных механиков, которых играют музыканты Александр Куллинкович и Юрий Наумов. Между героями постоянно происходят коллизии из-за разного мировосприятия — западного с его устойчивыми моральными ценностями и типично советского.

Примечательной особенностью киноленты является и то, что авторы проекта ставили перед собой цель доказать возможность съемки “независимого некоммерческого кино о Беларуси без государственной поддержки или диктата продюсеров”. Бюджет картины составил менее 5 тыс. долларов, все средства вложили в него авторы проекта.

Учитывая гигантский интерес к фильму со стороны белорусской публики, Курейчик не исключает, что фильм, изначально планировавшийся как сериал и выросший в полнометражный формат,  в будущем получит продолжение.

В чем же причина популярности “ГараШа” для белорусской публики? Может быть, в его актуальности?

 “Мы креативили, придумывали и вдруг поняли, что фильм касается очень серьезной проблематики, хотя сначала мы задумывали комедию про шабановских слесарей, — сказал режиссер. — А оказалось, что это кино про самоидентификацию белорусской нации. Мы иногда удивлялись, как это совковое сознание в нас въелось, как мы не замечаем его абсурдности, как приспосабливаемся к жизни даже в этих адских условиях. Наше кино все это отражает”, прокомментировал Андрей Курейчик.

На презентации трейлера Курейчик заметил, что даже название фильма, нарочито ошибочное написание слова “гараж” с буквой “ш” на конце, полностью подходит под современные реалии белорусской жизни: по мнению режиссера, в Беларуси де-факто существует четыре национальных языка: русский, белорусский, “трасянка” и язык “совка”, проявлющийся не столько в словах, сколько в эстетике, смысле жизни, быту, и даже в безумной архитектуре микрорайонов, окружающих Минск.

“Гараш” в Шабанах — это Беларусь на окраине Европы”.

Интересно, что сам режиссер говорит о том, что участие картины в национальном фестивале – это уже “мегасобытие”, так как она, безусловно, носит андеграудный характер и  “сделано не по правилам, типичным для государственного белорусского кино”. Он также подчеркнул, что неважно, получит трагикомедия какой-либо приз или нет –  не так важно, поскольку это кино создавалось “для удовольствия”, как “эксперимент для творческой группы”.

Кроме того,  стало известно, что национальный кинопроект “Мы, братья” (ранее именовался “Авель”), производством которого занималась частная компания Nonstop Media Сергея Ждановича, не смотря на то, что его планировалось показать еще на прошлогоднем “Лістападзе”  ушел в прокат, а поэтому лишился возможности участвовать в кинофоруме.