Так ли необходим на Витебщине памятник подпоручику Будзиловичу?
В конце августа этого года на годовщину расстрела предводителя восстания 1863 года на Оршанщине Игнатия Будзиловича группа оршанцев посетила место место гибели его отряда у деревни Погостище Лиозненского района, где находится один из немногих памятников повстанцам.
В конце августа этого года на годовщину расстрела предводителя восстания 1863 года на Оршанщине Игнатия Будзиловича группа оршанцев посетила место место гибели его отряда у деревни Погостище Лиозненского района, где находится один из немногих памятников повстанцам.
Немного о массовости
По итогам этой акции оршанский краевед и лидер демократической общественности Алесь Шутов опубликовал краткий отчет, в котором отметил, что «Отряд Игната Будиловича боролся с русскими войсками севернее Орши, неравный бой с оккупантами около Погостища стал последним для косинеров. Они были разбиты, а их лидер – Игнат Будилович стал единственным повстанцем, расстрелянным в Орше».
К сожалению, я не был уведомлен организаторами этого мероприятия о его проведении. Полагаю, что причиной тому не только имеющиеся принципиальные разногласия у них со мною (или у меня с ними) на характер восстания 1863 года, но и неискоренимая приверженность организаторов мероприятия Алеся Шутова, Юрия Нагорного сотоварищи «сектантству». Под этим определением я имею ввиду проведение из года в год мероприятий, от которых остается много красочных фотографий узкого круга лиц, но нет места дискуссиям, спорам, поиску истины, открытиям. К сожалению, после таких мероприятий не воскликнешь:
– Эврика! Мы нашли общую точку соприкосновения! Мы нашли и привели доводы, убедившие стороны на более реальное видение событий того далекого времени!
Цель и характер восстания 1863 года (мое видение)
Цели восставших – один из спорных вопросов.
Краевед Алесь Шутов считает, что отряд Игната Будзиловича вел неравный бой с русскими оккупантами. На первый взгляд тут возражений нет. С момента первого раздела Речи Посполитой Россией, Пруссией и Австро-Венгрией прошло почти столетие, но поляки традиционно представляли себе возрожденную Родину в границах 1772 года. Но «эта концепция не учитывала права украинцев, белорусов, литовцев на самостоятельное государственность».
Когда я привожу эту цитату из официальной польской историографии и демонстрирую «Очерки истории Польского Государства и Народа» эту точку зрения готовы со мной разделить многие, но только почему-то до тех пор, пока речь не заходит об анализе характера восстания 1863 года на Витебщине вообще, и под Оршей в частности.
Тут мы должны абстрагироваться от скоротечного боя повстанцев отряда Игнатия Будзиловича у деревни Погостище с царскими войсками в апреле 1863 года. Как такового боя и не было: после первого залпа повстанцы ранили одного рядового солдата. Видя превосходство солдат, повстанцы бросились через сад к болотистой реке. Они побросали в нее большую часть оружия и прекратили перестрелку. В итоге боестолкновения 21 повстанец был взят в плен, из них трое раненых. Погибли 6 человек, несколько утонуло. Остальные, переплыв реку, скрылись в лесу. Со стороны российских войск были убиты два крестьянина и ранены три солдата. Пленных доставили в Смоленск…
Напомню, что к этому времени общее руководство восстанием приняло на себя так называемое временное национальное правительство, под председательством Стефана Бобровского. Оно издало манифест и декреты, гарантировавшие безземельным участникам восстания небольшой земельный надел из национальных фондов.
27 янаря 1863 года в Петербурге было подписано соглашение между Россией и Пруссией о взаимной помощи против польских повстанцев, а лагерь радикальных заговорщиков разделился на белых и красных. Водораздел между ними проходил по вопросу будущего белорусских земель. Красные выступали за сохранение единства Беларуси и Польши на принципах добровольного союза свободных и равноправных народов. Белые видели в конечной цели востания присоединение «Литвы и Руси» до Королевстива Польского.
Краевед Алесь Шутов, тщательно замалчивая этот важнейший водораздел лагеря восставших, называет участников боя под Погостищем в апреле 1861 года «косинерами». Правомерно ли такие параллели? О понятиях, как известно, не спорят, о них договариваются. Историки давно договорились, что «косинеры» составляли костяк восстания под предводительством Тадеуша Костюшко.
Отряды крестьян, вооружённых косами, лезвие которых прикреплялось в одном направлении с древком, появились тогда в результате подымного (подворового) набора рекрутов. С пяти дымов набирался один рекрут 18-28 лет. Вооружение регулярных частей косами было произведено отнюдь не из-за недостатка оружия. В пеших коронных полках фузеи имели 75% личного состава. Проблему составляли рекруты, не умевшие обращаться с оружием, им и выдавали косы. Коса имела большой радиус действия и силу удара, вид сотен кос и даже их лязг нередко деморализовал противника.
Восстание 1863 года было иным и по составу комплектуемых отрядов, и по их вооружению, и по тактике действий восставших…
Костяк повстанцев составляли поляки шляхетского происхождения. Вооружить их косами могло прийти в голову только краеведам, не понимающих кодекса шляхетской чести. Да и действовали повстанцы не в составе регулярного войска, а методоми партизанской борьбы. В то время под партизанами понимали современный нам спецназ. И если в его состав попадали крестьяне, то их вооружали… ножами. В официальных документах следственных комиссий по делу о востаннии 1863 года чаще такие повстанцы называются «кинжальщиками». Кинжалом гораздо сподручнее было ночью тишком прирезать спящего противника.
В этом в известной степени убедительно свидетельствует и персональный список 56 казненных на территории Северо-Западного края «жертвах муравьевского террора».
Будзилович Игнатий, поручик лейб-гренадерского Екатеринославского полка. Казнен в Орше 23.08.(9.09) 1863 г. за самовольное оставление службы, руководство повстанческим отрядом, насильственную вербовку в него людей. Игнатий значится в списке под номером семь. Но чаще всего встречаются пометки «крестьянин…. казнен за пребывание в повстанческом отряде в качестве «жандарма-вешателя», за изнасилование, за грабеж, за повешение». Vae victis, победитель всегда сформулирует причину как ему надо.
Что мы знаем об Игнатии Будиловиче?
Нам сегодня небезразлично к какому лагерю заговорщиков принадлежал отряд Игнатия Будиловича. Тем более, что в самой Орше давно носятся с идеей установить памятный знак на месте расстрела предводителя повстанцев. В анализируемой нами публикации Алесь Шутов навязчиво внедряет в сознание читателей мысль о том, что «Игнат Будзилович стал единственным повстанцем, расстрелянным в Орше.»
И это правда! Потому что кроме расстрелянного лидера повстанцев в Орше по приговору военно-полевого суда были казнены через повешение и его соратники, и рядовые участники боевых действий повстанцев.
Как свидетельствуют краеведы-участники этой акции из Бешенкович, место, «где Будзилович принял смерть под стенами бывшей (Оршанской – автор) тюрьмы, точно неизвестно. Он был похоронен в общей могиле, вместе с другими расстрелянными заключенными».
Странно, похоронены растрелянные повстанцы, а Будиловичу присвоен статус единственного растрелянного. Почему мы должны забыть о судьбе простых участников восстания, и об их вкладе в общее дело борьбы за свободу? Всем, кому небезразлична история родного края, известно, что кроме 30-40 человек ближайшего окружения Игнатия Будиловича военно-полевой суд в Орше ускоренно судил свыше 400 повстанцев. Вы не поверите, но среди тех, кого суд под председательством командира артиллерийской бригады, дислоцированной в Орше, приговорил к смертной казни, были двое офицеров братьев К…., о которых в «Историческом вестнике» 1904 года (том 98) Евгений Князев, со слов очевидца, отставного поручика артиллерии Мельницкого, писал как о людях, составлявших гвоздь события.
В пятом томе о Будзиловиче Игнатии Мартыновиче, 1841 года рождения, указывается как о руководителе восстания в Оршанском уезде в звании подпоручика, прибывшем в Могилевскую губернию вместе с Л.М.Звиждовским. Стало быть к моменту востания ему было 22 года. С тех пор в биографии человека, которому в Орше намерены поставить памятны знак, ничего не прибавилось. Зато появились вопросы к инициаторам этой идеи.
В историко-документальной хронике «Память. Орша. Оршанский район» под рубрикой «Документы свидетельствуют» опубликовано донесение полковника Соколова шефу жандармов князю Долгорукому о суде над поручиком лейб-гвардии Екатеринославского ее императорского величества полка И.Будзиловичем.
Оно датировано 1 сентября 1863 года. Из текста донесения следует, что обвиняемый был расстрелян «за сформирование мятежнической шайки и начальствование над оной». Сопоставляя этот документ с публикацией «Последнее желание» 1904 года в этом же томе книги «Память» мы находим несколько нестыковок. Предводителем восставших в Орше из исследования столетней давности перед нами предстает «громадного роста худощавый старик, одетый в польский национальный костюм». Все допрошенные в суде повстанцы видят в нем предводителя. В своем последнем слове он, и только он, просит:
- Умоляю вас, не вешайте меня, а расстреляйте… я солдат.
- И дает честное слово порядочного поляка, что если ему дадут перед смертью возможность попить чаю, он не отравится ядом.
Председательствующий военного суда объявил приговор: «…. братьев К… предать смерти через повешение, дворянина П-ского предать смертной казни через расстреляние». Не отсюда ли убеждение краеведа Шутова о единственном расстрелянном в Орше повстанце? Остальных-то не расстреляли – повесили!
Если принять во внимание, что Игнатий Будилович согласно энциклопедического справочника действовал под псевдонимом Катков, можно предположить, что в исследовании «Последнее желание» он послужил прототипом старшего из братьев К… А кто тогда был истинным руководителем отряда повстанцев на Оршанщине? Факты, которые я привожу здесь –общеизвестны!
Из песни слово не выкинешь.
Если в Орше был действительно расстрелян лишь один из восставших, то сколько было жертв казненных через повешение по приговору военных судов царской России? А сколько без суда – по единоличному решению руководителей отрядов повстанцев и некоронованных вожаков банд?
Если у каждой околицы деревни, где были вооруженные стычки в ходе событий далекого 1863 года, ставить памятные знаки и поклоняться им, то мы лишь разбудим жажду мести и разделим народ на тех у кого своя правда и на тех у кого свои аргументы на ту правду.
Надо ли нам это?
Ставить памятники или памятные знаки следует лишь людям известным своими заслугами перед народом и добившихся тех или иных льгот . привилегий и отдавших за это жизнь свою. Мы и на сегодняшний день видим у автодорог памятные знаки. установленные родственниками погибшим в автокатастрофах, зачастую по собственной вине. В этом случае с восставшими крестьянами, можно чтить память всех казнённых повстанцев. Да и они ничего не доказали, а видимо. была толпа не имеющая конкретной цели и не понимавшая задачи восстания. Просто были напрасные жертвы. Не более того. Нет документальных свидетельств, чего требовали от властей восставшие. Крепостное право в 1961 году отменено, крестьянам начали выделять наделы (отруба) и т.д. Главный вопрос – где результат? Зачем показывать пальцем на царские войска России. А Польская шляхта была мене жестокой, а немцы в 1914-18 г.г и в 1941-44 г.г и украинские бандеровцы. Давайте не будим поднимать межнациональную вражду, а лишь молча помяним всех ушедших в мир иной во все времена.
Но при этом Вы, дяденька Че уже “отмыли” здесь своих русских, сделав их белыми и пушистыми, а все остальные народы сделали жестокими завоевателями. Ну-ну…”Русский мир” пропагандируете на Беларуси? А кому он нужен здесь?
Спасибо! А еще спасибо за подсказку темы о знаках памятных вдоль дорог, с одной стороны напоминает о бдительности за рулем, с другой стороны, кт о хочет тот и ставит, что есть проблема!
Странный Вы краевед, Алесь. Краевед должен быть историком и хорошо знать историю и углублённо изучать историю родного края. Я этого не вижу. У славян родители всегда учили детей, что самый близкий родственник – это сосед. Не зря, начиная с родоплеменного уклада, а дальше с образованием княжеств, старейшины и князья старались дружно жить с соседями и даже устанавливали родственные связи,. женили своих детей с сопредельными родами и княжествами, дабы предотвратить вражду. А ВЫ оглохли и ослепли. Прозрейте и учите историю и используйте исторический опыт. Популярности в народе такими публикациями Вы не заработаете. Учиться, учиться и учиться! Так завещал В.И. Ленин! Вот путь Вашего прозрения!
Поляки, чехи и словаки тоже ” славянские соседи” россиян. Ну и? Не успели выскочить из так называемого “Варшавского договора”,так сразу наперебой, давя друг дружку – ринулись в НАТО и ЕС.
Дальше что? Ваших советов и славянских князей не услышали? А какой князь славянский ваш авторитет? Может Иван Грозный? Или Пётр Первый, или немцы: Екатерина Вторая и её наследники, датские и шведские принцы и принцессы, управляющие Россией?
Спасибо! Но тут дело не в Алесе…Вернее не только в Алесе… Ныне многие краеведы – пропагандисты всамом прямом смысле слова и агитаторы времен гражданской войны… Зовут топить гидру в Черном море….
Внимательно прочитал статью Н. Петрешенко. Занимательно. Господа краеведы и пропагандисты, вы хотите устанавливать памятные знаки погибшим от российского царя. А причём российский народ, он же с белорусским народом совершил Великую Октябрьскую социалистическую революцию, и победил в Великой Отечественной войне. Не разжигайте межнациональную рознь. Вы предаёте собственный народ. Если Вы собираетесь устанавливать памятные знаки, поставьте в Орше памятник нынешней эпохе. Я его вижу таким: из земли покрытой цветами подымается перевёрнутая прямоугольная пирамида из красного гранита на высоту 1 метр и на широком основании напишите золотыми буквами “Доходы простых тружеников Советской Белоруссии”. По центру на пирамиду установите две призмы белую и чёрную. Белую 0,4 метра и напишите ” Доходы простых граждан при А. Лукашенко и чёрную метров этак 6. на ней напишите ” Доходы капиталистов, чиновников – корупционеров, воров и взяточников при А. Лукашенко” Надпись на белом, чёрным шрифтом, а на чёрном – белым шрифтом. Это будет настоящий памятный знак нашей эпохе. За работу ГОСПОДА!.
Принимаю Вашу идею как повод для сравнительного анализа доходов трудящихся при царе, во времена СССР и ныне…
Толково!
Спасибо! Свядомые недовольны, бурчат….
Не понял вообще, о чём голосит автор статьи. Это никому неинтересно.
Какая вам разница, кому из литовцев-белорусов поставили памятник и за что? Главное то, что они разрушили империю российских кочевников.
В Киеве переименовали бывшее суворовское училище в Киевский военный лицей имени Ивана Богуна. Богун – спорная фигура в украинской истории. Но ведь главное, что российского варвара Суворова выбросили на свалку истории.
Всё российское и советское будет стёрто с памяти жителей РБ на бытовом уровне не зависимо от их национальности.
Вам, похоже, ни история, ни военная история, ни краеведение не интересны. У агитаторов и русофобов есть свои места, где Вы можете отвести душу, полагая, что если переименовать, то все проблемы сразу и разрешатся. Если Вы такой патриот и так болеете за память о поручике, так вспомните о рагической судьбе его младшего брата, вместе с Вашим кумиром взошедшим на эшафот. Ах, да вам же – какая разница… Дерзайте!.
Вы правы. Русской историей и её здешних апологетов, к сожалению, интересуюсь мало.
Зато помню своих национальных героев Литвы-Беларуси. И никакой трагедии в семье Будиловичей не вижу. Они герои, потому что воевали за незалежнасць ад Расеи. И они должны быть героизированы национальной историей Беларуси. Вот и вся правда. История для каждого народа может быть только национальной и никакой более.
Как например, финский снайпер некий “Хюхля”…Его биографию не читал. Шчас гляну в вику…Точнее, Симо Хяюхя, он тоже родился в Росс. империи. Зато он кавалер Рыцарского Креста Маннергейма. За то, что собственноручно застрелил 500 советских солдат. И спас финскую нацию от русских. Если бы он этого не сделал, то вместо Финляндии была Карельская губерния, а вместо Хельсинки какой нибудь Ворошиловск..
Тоже и в Беларуси. если мы не поставим памятник Будиловичу, то поставят памятник генералу Муравьёву, а в Беларусь пожалуют Гиркин с Бесом, как это произошло на Донбассе.
К княжеству Пруссия тех времен, которое давило польских повстанцев вместе и согласовано с царской Россией у Вас, разумеется претензий нет… И разбираться, согласны ли были братья Будзиловичи на существование ВКЛ у Вас вижу тоже желания нет. Русофобия туманом стелет на глаза?
К европейцам, как Старого, так и Нового света у нас претензий нет. Западная цивилизация приемлемая в любой форме, потому что Беларусь и есть Запад. Потому что эта цивилизация. В Евразии, то есть России – цивилизации нет. И никогда не будет. Вечная Северная Корея, Сомали, Верхняя Вольта с ядерной дубиной – как хотите.
Так что все, кто воевал для разрушения российского Карфагена – приветствуются.
И нет здесь никакой русофобии. Это ваши совковые выдумки. Если мне не нравится жить в Баншладеш, так что, я пакистанофоб? Почему я должен терпеть здесь совершенно органически чуждую нам русскую культуру, язык, историю, их империю, традиции? Пусть развивают это в России, но не здесь.
Вы же не живёте по монгольским обычаям?
Вчера в США представили Айфон 6эс, а в России открыли два памятника Сталину.
Это всё что нужно знать о цивилизационных перспективах России.
И ваших публикаций тоже. Если будете здесь пропагандировать умирающую империю.. .
Оставайтесь при своём мнении! На нашем сайте – относительная свобода и довльно лояльное отношение к инакомыслию инсургентов…