Детективная история судебной защиты автолюбителя от недобросовестной автомастерской. Как бороться за свои права, если вас нагло обманывают в автосервисе.
В Беларуси стремительно растет численность владельцев легковых автомобилей. К сожалению, удельный вес подержанных авто в стране тоже не стоит на месте. Рано или поздно, но среднестатистический автовладелец вынужден искать надежное авторемонтное заведение, после которого надеется снова ударить автопробегом по бездорожью.
История в кратком изложении
В феврале 2013 года автолюбитель со стажем пенсионер Петр Маталыга из деревни Богдановка Толочинского района что называется своим ходом прибыл на столичную фирму ООО «БКТ – Сервис», где оформил договор на ремонт своего автомобиля. Суть ремонта состояла в диагностике двигателя и замене необходимых агрегатов и запасных частей. Ремонт провели быстро, но некачественно. И в итоге началась долгоиграющая история с устранением недостатков исполнителем услуги в рамках гарантированного им срока. Не добившись правды, потребитель услуги ООО «БКТ – Сервис», подал заявление в суд Ленинского района с требованием признать столичную контору виновной в невыполнении условий заключенного договора и взыскать с ответчика сумму материального и морального вреда и неустойки, причитающуюся автолюбителю за более двухлетний (!!!) период волокиты и вынужденного простоя легкового автомобиля.
На первый взгляд, дело это не стоило (для ответчика) выеденного яйца. Кто – кто, а руководители подобных ООО, получая лицензию на право ремонта легковушек, хорошо понимает личную ответственность за возможные последствия некачественного ремонта и спиною чувствует дыхание материальной ответственности за каждый день судебной волокиты.
Гражданский кодекс размер выплаты неустойки определяет в размере одного процента за каждый день потери. Уменьшать этот норматив в интересах ответчика суды не имеют права. Таким образом государство своей политической волей, возведенной в ранг закона, защишает интересы армии потребителей и рублем приучает поставщика услуг к ответственности за качество ремонта.
В этих условиях даже уверенный в стопроцентной правоте своих слесарей директор фирмы в подобных случаях предпочитает быстро завершить судебную тяжбу и примириться с потерпевшим.
О бессилии убойных аргументов и силы закона
В нашем случае руководитель прекрасно знал о наличии в судебных документах подписанного им документа о якобы произведенном силами вверенного предприятия ремонте распределительного вала. При наличии такой строки в акте выполненных работ все попытки убедить истца отказаться от суммы заявленного иска, а это более 120 млн. рублей, обречены на неудачу. Еще раз подчеркну ключевое значение в этой истории факта ремонта распределительного вала в столичной мастерской. Оно заключается в том, что ООО «БКТ-Сервис» не имело и не могло иметь лицензии на проведение подобных работ. Нигде в мире распределительные валы не ремонтируют, снимая намертво запрессованную в заводских условиях шестерню с вала. Ответчик имел право лишь заменить распредвал на новый. Что он, скорее всего, и сделал.
Таким образом, одного этого факта, достаточно для оперативного вынесения судом решения в пользу истца. Однако ответчик в лице ООО «БКТ-Сервис» в зале заседаний Ленинского суда упорно настаивал на необходимости проведения экспертизы, пугая автолюбителя высокой ее стоимостью, и в конечном итоге всеми правдами и неправдами затянул рассмотрение иска на два года.
Об убойной силе экспертного заключения
Я был свидетелем осмотра злополучного автомобиля экспертом, который при мне допустил грубые нарушения порядка проведения исследования всех причин и условий, повлекших некачественный ремонт. К чести автолюбителя Петра Маталыги, он добился отвода такого “профессионала”. Новый эксперт сделал заключение на 17 страницах, каждая из которых пригвоздила фирму ООО «БКТ-Сервис» к позорному столбу. Читатель может сам судить об уровне безответственности ответчика в этой судебной тяжбе. Вот краткий перечень выводов эксперта, с которыми представитель ООО «БКТ-Сервис» согласился в зале заседаний суда, признав свою вину:
– выполнение ремонтных работ не в соответствии с техническими требованиями завода – изготовителя.
– по вине ответчика на колесо турбины попали посторонние предметы, герметик по вине слесаря сборщика ответчика препятствовал сливу моторного масла в поддон, все камеры сгорания головки блока цилиндров были закоксованы вместе с клапанами.
– после демонтажа корпуса распредвалов выявлена неправильная установка (смещение относительно друг друга на одно звено) разрушена посадочная плоскость под шпонку привода распредвала, в клапане EGRобнаружен вкрученный болт, который выполнил роль заглушки.
– применение исполнителем услуги герметика вместо прокладки фланца турбины привело к забиванию масляных каналов…
Жадность фраера сгубила – так говорят в таких случаях в народе!
Остается лишь сожалеть о том, что и после вынесения судом Ленинского района города Минска решения в пользу истца Петра Маталыги ООО «БКТ-Сервис» спокойно продолжает функционировать на ниве оказания услуг по ремонту легковых автомобилей. И зачем, спрашивается, в стране существует армия надзорных органов, если даже такие грубые нарушения не влекут лишения лицензии, выданной явным бракоделам? И новые потребители подобной медвежьей услуги обречены на длинные судебные марафоны.
О причинах этого явления отдельный разговор в отдельной публикации, которую мы обязательно сделаем по следам визита автолюбителя Петра Маталыги на прием к депутатату Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Александру Попкову. Кому как не бывшему заместителю Главы Администрации Президента знать причины сбоев в работе государственного механизма?
В своем обращении к депутату по вопросу несовершенства механизма судебной защиты прав потребителей на примере услуги ремонта автомобиля Петр указывает, что по вине ответчика понес значительный материальный и моральный ущерб. В судах дело рассматривалось более двух лет. Судья признав вину ответчика и решив вопрос в пользу Петра, тем не менее незаконно приняла во внимание тяжелое финансовое положение ответчика и приняла решение о возмещении морального вреда в сумме всего 3 млн. рублей. Вместо заявленных мною 50 млн. руб. И это – за более двухлетнюю волокиту и десятки судебных заседаний и обращения в высшие судебные инстанции! А ежедневные моральные страдания видеть неисправный автомобиль во дворе на протяжении более двух лет суд оценил в размере 4000 рублей в сутки.
Материальный ущерб, подлежащий возмещению ответчиком, определен судьей в сумме 11 млн. рублей. Эта сумма не компенсирует даже расходы на поездки в суды. Она не компенсирует и расходы на доставку автомобиля на ремонт по гарантии в Минск и на экспертизу в Витебск. Не учтена судом и инфляция. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителя» ст.32 ч.2 четко и однозначно определяет, что «за нарушение сроков устранения недостатков выполненной работы ( оказанной услуги ) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1 % общей цены заказа». На примере нашего автолюбителя сумма составляет более 78 млн. руб. Размер неустойки не может быть уменьшен по решению суда, тем более, что в мотивировочной части решения суда не содержится каких–либо объяснений о причине игнорирования этой нормы. При решении вопроса о возмещении материального ущерба суд проигнорировал и предварительный счет ОАО «ВитебскАвтоСити» о стоимости нового ремонта автомобиля и необходимых для этого запчастей на сумму более 120 млн. руб.
Учитывая, что судья приняла во внимание просьбу ответчика учесть его тяжелое финансовое положение, но проигнорировала прилагаемые документы пенсионера о состоянии здоровья статус с размером трудовой пенсии 2. 3 млн. руб., Петр Маталыга обращается к депутату Александру Попкову со следующими просьбами:
– ходатайствовать об изучении Верховным Судом РБ практики рассмотрения судами судебных исков о защите прав потребителей на своем примере.
– предложить КГК, Министерству по налогам и сборам РБ, Следственному комитету РБ, органу выдавшему лицензию ООО «БКТ–сервис» дать оценку фактам подделки моей подписи под заказом, незаконном приобретении исполнителем услуги по ремонту на рынке без чеков и сертификатов запасных частей и выполнении ремонта распредвала без наличия сертификата на этот вид работ.
– инициировать проведение в Палате представителей парламентских слушаний по вопросу деятельности Министерства торговли и Минского горисполкома по защите прав потребителей с приглашением широкой общественности и журналистов.
– о подготовке депутатского запроса на имя Министра юстиции РБ о мерах, принимаемых им по фактам грубого нарушения требований закона судьями Ленинского суда и Минского городского суда при рассмотрении моего судебного иска и многочисленных жалоб.
– обратить внимание Президента Республики Беларусь на недостатки в подборе и утверждении кандидатур судей на примере Ленинского суда города Минска.
Будем ждать реакции депутатата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Александра Попкова на закономерные требования пенсионера Петра Маталыги. А чем дело закончилось, читайте в наших дальнейших публикациях.
Коррупция и ангажированность судей. Их самих судить надо. Выход один – постоянная ротация со сменой места жительства через 2-3 года не из района в район, из области в область, а областных судей увольнять или переводить на другую работу!