За Федосьей – Исаакий, выползает из нор гад всякий

Обзоры

12 июня в народе называли “Исаакий Змеевик”, считалось, что с этого дня выползают из нор и потайных мест змеи и собираются на змеиные “свадьбы”. 

“Іду ў лес, ламаю траву,

Кідаю налева, направа, назад

І змяі на вочы”

(Народный заговор от змей)

12 июня народный календарь запрещал ходить в лес. Также говорилось: “Не ходи на Змеевика в травы, не тревожь лесные чащи. Не пытай судьбу“. Народные целители считали: кого в этот день укусит змея, тот не выживет, и ни один знахарь ему не сможет помочь.

Во многих культурах змея считалась существом магическим. Ее связывали с силами первородного хаоса, она символизировала женское начало, а с ним и необыкновенную мудрость. Змея также была символом медицины, так как змеиный яд был одновременно и смертью, и лекарством.

Очень важен образ змеи и для белорусской культуры, многие легенды и предания связывают его с народной традицией.

Некоторых змей в народе боялись и уничтожали, других – почитали. Особым уважением на Беларуси пользовался уж.

Ю. К. Зайцев "Вужыны цар"
Ю. К. Зайцев “Вужыны цар”

Ужам поклонялись как существам, от которых зависело плодородие земли, в них видели посланцев богов, к ним обращались с молитвами о дожде, хорошем урожае, а иногда и о простом человеческом счастье. Часто изображение ужа можно найти на резных коньках деревенских домов, такие украшения находили в Слуцком, Лунинецком, Пинском районах.

Ужиный клубок. Источник: blog.fontanka.ru
Ужиный клубок. Источник blog.fontanka.ru

На территории Беларуси существует множество сказок об Ужином царе, главным отличием которого была золотая корона на голове. Существовало поверье, что человек, встретивший Ужиного царя, должен быстро разостлать перед ним белый платок, тогда тот, в знак благодарности, скидывал свою корону, такой человек становился всевидящим.

Ужиный царь. Источник: www.bestiary.us
Ужиный царь. Источникbestiary.us

Есть множество интересных историй и о “домашних” ужах. Деревенские жители считали хорошим знаком, если в доме поселится уж, для него всегда оставляли молоко. Считалось, что это соседство приносит в дом богатство и достаток. Убить такого ужа – большой грех, который нельзя замолить.  Почитали ужей и за то, что они уничтожали мышей.

Другое народное поверье говорит о том, что уж ядовит, на Беларуси существовало множество заговоров и средств, спасавших от ужиного укуса. Также безосновательно считалась ядовитой в народе и медянка, говорилось, что от ее укуса человек мог умереть на месте.

Совсем другое отношение было к гадюке. “У гадзюкі няма іншай навукі, як кусаць” – утверждает народное слово. От укусов гадюк также спасались заговорами и травами, укушенных поили кислым молоком, которое, как считалось, выводит яд.

Ю. К. Зайцев "Царэўна-гадзюка"
Ю. К. Зайцев “Царэўна-гадзюка”

Гадюки, как и ужи, согласно народной традиции, имели свою королеву: “Змеі маюць сваю каралеву, якая носіць на галаве залатую карону і здымае яе толькі ў дзень святога Пятра і Паўла, накіроўваючыся купацца ў крыніцы, ці ў той час, калі пасцелюць белую хусцінку і паставяць для яе малака“. Как и ужи, гадюки собираются подле своих королев на зимовку и не принимают к себе только тех змей, которые за летний сезон кого-нибудь укусили. Такие змеи осуждались на мучительную смерть от холода.  А за убийство змеиной королевы человек мог дорого поплатиться: змеи ему жизни потом не дадут.

Современная иллюстрация к старинной легенде. Источник: www.liveinternet.ru/
Современная иллюстрация к старинной легенде. Источник liveinternet.ru

По народным представлениям, существовал и ряд растений, спасавших от змей, к ним причисляли папоротник, ясень, руту, марьин корень, веронику.

Существовало также поверье, что человек, укушенный змеей, исцелится, если успеет добежать до воды раньше, чем змея, и окунуться в нее или напиться.

Кроме Исаакия Змеевика, народный календарь также советовал опасаться змей 7 июля (Иван Купала) и 27 сентября (Воздвиженье).

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий