Почему борщевик Сосновского пустил глубокие корни в Беларуси и как его можно победить?

Хвостатые и усатые

Проблемы борьбы с растениями, которые признаны вредными, не решаются в Беларуси годами. СМИ регулярно возвращаются к этой теме. “Витебский Курьер” писал об этом очень много. Почему “борьба” всего лишь с растением приобретает масштабы эпической битвы конца которой не видно и можно ли что-то сделать, чтобы исправить ситуацию?

Мы обратились к кандидату биологических наук, руководителю научно-технических Проектов НИУ «ВЭЗ» Галине Григорьевне Романенко. Она согласилась рассказать о проблеме со знанием дела. Приводим  текст эксперта без сокращений.

“Известно, что наша земля через сельскохозяйственные технологии перенасыщается химическими веществами. У нас на ней не остаётся и клочка, свободного от пестицидов, гербицидов и т.д. Вокруг полей гибнут живые миры, особенно страдают насекомые. Уже несколько лет в набат бьют пчеловоды. Гибнут полностью пчелиные поселения, Земля и земляне могут остаться без мёда, тем более, в условиях простудных эпидемий, включая непонятные, анормальные, атипичные, аномальные воспаления лёгких и др.

Главной причиной вымирания пчёл специалисты считают безграничную химизацию полей под различными культурами. В журнале «Беларуски пчяляр» №6 (57) 2019, разыскивая в нём нашу статью «Подбор места для ульев с учётом природного излучения земли для эффективной иммунной системы пчёл, улучшения их здоровья и продуктивности», я остановилась на встречной статье преподавателя Смиловичского государственного аграрного колледжа «Как остановить «химическую агрессию» сельскохозяйствнного производства». В статье преподаватель рассказывает в деталях, как вносят удобрения в почву при выращивании рапса, сколько, и какие. Я пришла в ужас от процесса.

Автор пишет: «Мы перестали удивляться и устали возмущаться при виде цветущего поля рапса, которое спокойно и уверенно бороздит шестиколёсный агрегат и щедро поливает эту лимонно-жёлтую красоту раствором интексецида».

Насекомые, которые являются важной составляющей земной экосистемы в этих условиях полностью, по прогнозам учёных, исчезнут через сто лет.

Я посчитала, воспользовавшись данными статьи, сколько раз вносятся удобрения в почву при выращивании рапса? Как вы думаете? Тринадцать!!!

Далее, благодаря севообороту на этом поле, убрав рапс, выращивают рожь. «Я не буду задерживать ваше внимание рассказом агронома, но там ещё страшнее – пишет автор – особенно, мне понравилось название одного гербицида – «Бомба!». Спасибо производителям за откровенность, теперь понятно, что ядерная бомба нам не страшна, у неё есть альтернативная».

Не брать в расчёт жизнь насекомых, производя химические «удобрения» и др., мы не можем. Почему мы встречаемся с постоянной задачей химиков производителей, которые утверждают, что они создают (создали) гербицид (пестицид), который не оказывает влияния на нашу жизнь, не убивает её. Ведь следующими за насекомыми по влиянию ядов на организм стоят наши дети!

Максимально убрать химические вещества с полей было и одной из наших задач, когда мы, получив предложение от бывшего председателя Минского областного Комитета Министерства природных ресурсов и экологии Беларуси, взялись за разработку метода ингибирования роста и размножения борщевика Сосновского. Я проанализировала условия его произрастания, и пришла к выводу, что наш «базовый метод» вполне справится с этой задачей. Я поняла, далее получила косвенные доказательства, что борщевик для роста использует природную радиацию –    весь тот радон с его продуктами распада; радиоактивный углерод, который поднимается из земли из мест «захоронений»; другие вещества, выходящие из патогенных зон земли – все они участвуют в процессе его жизни. Это могло бы быть неплохо, если бы не совершенно неприемлемые для жизни человека свойства данного пришельца, активно внедрённого в среду обитания людей. Его гигантский рост, миллиарды мелких семян, рассеянных по всей земле. Во многих местах он образовал леса своего имени, закрывая когда-то уютные, любимые человеком уголки природы. И это ужасно!  Это, если хотите, «анти-туристично»! Вся наша природа утонула в нём!

Под Логойском нам выделили достаточно большое поле, больше 2 га, полностью заросшее высоким (особенно в окружающем поле кустарнике) борщевиком. Часть земли мы сделали контрольным полем, где соблюдали одинаковые во всём, известные условия воздействия на борщевик (только кошение) условия. Мы обработали с помощью «базового метода» вторую половину поля (экспериментальную). Уже в год начала работы – середина   2017 года, как и ожидали, получили сравнительно невысокие растения. На контрольном поле борщевик быстро достиг высоты 1 м. Я до эксперимента сказала, что если борщевику не «помочь», дополнительно ударив его, например, добавив немного химии, он будет исчезать 4-5 лет. Набравшая радиацию земля будет какое – то время давать жизнь растению, но он будет не высокий, пока не пропадёт.  В этом случае мы полностью исключаем химическое воздействие (этот вариант метода может подходить для лесов, дорог, где трудно пройти трактору и нельзя применять химические вещества). Если же на нашем поле борщевик будет скошен с добавлением химических веществ, от него можно избавится сразу, раз и навсегда. То есть, мы создаём в этом случае «экспресс-метод ингибирования роста и размножения борщевика Сосновского, (Монтегацци). На нашем поле с естественным многолетним ростом инвазивного растения были отмечены оба вида борщевиков.

Вопросы обработки полей были прерогативой хозяев поля – Логойского райисполкома. Поэтому, во-время 1го кошения в следующем году на поля, как контрольное, так и экспериментальное, были добавлены химические вещества. В течение месяца после химического воздействия наша часть поля покрылась красивыми полевыми цветами. Сплошным большим ковром. Было доказано, что экспресс-метод ингибирования борщевиков отлично работает и может быть с успехом применён для борьбы с данным инвазивным растением. Далее, в 2019 и в 2020 г. наша часть поля была вспахана и засевалась сельскохозяйственными культурами.

К 2020 г прошло 4 года. Хочется отметить, что исчез борщевик вдоль дороги и в окружающем поле лесном кустарнике. Редко встречаются кустики, но они не высокие, и не вызывают раздражения. Ведь само по себе растение красивое.

Получив результат, мы обратились в Министерство природных ресурсов и экологии РБ, предложив два варианта метода ингибирования роста и размножения борщевика Сосновского. По предложению Министерства и при некоторой помощи со стороны его сотрудников были начаты исследования, поэтому мы не исключаем его роли в развитии этого метода. Но со стороны  государственного Учреждения вдруг возникло серьёзное сопротивление. Почему? Это мне непонятно до сегодняшнего дня. Хотя, мысли по этому вопросу, всё же, есть. Но, мы надеемся на разум!

Я написала в Министерство вновь, когда работы по борщевику согласился вести Минсельхоз Калининградской области. Они просили прислать отзыв от нашего Министерства.  Мне ответили за подписью Заместителя Министра: «Минприроды не выступало заказчиком указанного метода и не осуществляло его приёмку».  Позже от имени первого Заместителя министра И. Малкиной я получила сообщение, что 30 лет люди бьются над методом ингибирования роста борщевика Сосновского, и ничего другого не придумали, как вносить на поля с борщевиком химические вещества. Это закреплено законодательно, и ничего другого нельзя сделать.

В том же году я попробовала пройти путь законодательного утверждения метода через Госкомитет по науке и технологиям. Не получилось по тем же причинам: суть метода разбирается некомпетентными в не химической методике кадрами. Академии, даётся соответствующий, написанный «под копирку» ответ (дважды).

Но ни один из руководящих, и, наверное, заинтересованных в развитии работ по борщевику сотрудник не указал прямой путь к передаче новой методики людям. А ведь можно всё сделать быстро, красиво, удобно для всех – для Природы, людей и чиновников (в первую очередь).

  1. Создать и утвердить в Министерстве природных ресурсов и экологии РБ методику «для внутреннего пользования».
  2. Выделить уже в этом году 10 га земельных угодий, которые мы обработаем нашими методами: 7 га экспрессным методом, 3 га методом длительного воздействия.
  3. Получить на 7 га быстрый результат, обсудить и, подробнее описав методику, утвердить её ещё раз, проведя в следующем году работы на 70 га, после чего включить её в перечень используемых методик. Наблюдая за 3 га с длительным периодом ингибирования растения, получить повторный результат, идя по проторённой дороге.

Как то так!

Витебская область, как и северные районы России, имеет повышенные значения природной дозовой нагрузки. Природная радиация тут выше, поэтому, так хорошо растут борщевики.

Возможно, эпидемия лёгочных заболеваний, слившаяся с эпидемией коронавируса, поддавалась трудному лечению в области по этой же причине. Наш метод научно (т.е. объяснимо) убирает природную радиацию туда, откуда она пришла к людям в результате их бурной деятельности. Убирает раз и навсегда в места, предназначенные её, этой радиации, природой. Поэтому, мы, наш НИУ «ВЭЗ», в состоянии оказать вам, жители Витебской области, очень нужную, действенную помощь, и не только в вопросе с уничтожением зарослей борщевика Сосновского, но и в вопросах значительного улучшения экологии окружающего пространства, что необходимо для нашего здоровья.

Кандидат биологических наук,

руководитель научно-технических Проектов НИУ «ВЭЗ»

Романенко Галина Григорьевна

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий