Кого расстреляли в Беларуси за последние два года. Два приговора из Витебской области

Авторские статьи

всего с 1991 года по приговору суда казнили около 400 человек

10 октября в мире отмечается Международный день против смертной казни. Беларусь осталась последней страной в Европе, где применяется высшая мера наказания.

По подсчетам правозащитников, всего с 1991 года в нашей стране по приговору суда расстреляли около 400 человек. Реальное число убитых считается государственной тайной.

Кого расстреляли в Беларуси за последние два года. Два приговора из Витебской области
Очень мало известно о заключенных, приговоренных к смертной казни. Это фото датируется 2006 годом. Эта камера в тюрьме Минска, предположительно, больше не используется. Фото bbc.com

Кого расстреляли в РБ за последние два года и кто получил высшую меру наказания

1. В мае 2018 года казнили неоднократно судимого жителя Наровли Алексея Михалени, который в марте 2016 года совершил убийство соседей-пенсионеров.

Как установили эксперты, мужчине преступник нанес не менее 22 ударов, а второй жертве — больше трех десятков. Большинство — в голову. Добивая женщину, которая была не в силах ни сбежать, ни сопротивляться, Алексей выколол ей глаза гвоздями. После лютой расправы сбросил тело в погреб. А мертвого брата оттащил в огород. На следующее утро трупы нашел племянник убитых.

2. В ночь с 15 на 16 мая 2018 года расстреляли Виктора Летова, который в 2017 году был признан виновным в убийстве сокамерника в исправительной колонии в Глубоком.

Летов работал в колонии, в цехе, где отделяли изоляцию старых кабелей от проводов. Во время работы заключенные пользовались небольшими металлическими пластинами, длиной сантиметров пять. Летов украл одну такую пластину и спрятал. Когда вместе с другим заключенным он вывозил мусор, то остановил «коллегу» в таком месте, где никого больше не было, и нанес жертве множество ударов металлической пластиной. Известно, что убитый был дважды осужден за сексуальные действия в отношении несовершеннолетних. Всего у Летова было 4 судимости. Три из них — за убийства сокамерников.

3. Осенью 2018 года казнили главного фигуранта дела «черных риелторов» Игоря Гершанкова и его подельника Семена Бережнова.

Шесть лет – с 2009 по 2015 год – семейная пара Гершанковых и двое их подельников выбирали жертв из числа одиноких выпивающих людей и входили к ним в доверие. Обещали найти работу, помочь расплатиться с долгами по коммуналке и переселить в хорошее, но более дешевое жилье. Единственное условие – продать квартиру. Люди соглашались.

Черные риелторы предлагали обмыть сделку и приглашали своих жертв в лес, якобы на шашлыки. Там в выпивку могилевчанам подсыпали клофелин, а потом, когда жертва засыпала, душили, надевали на голову пакет и обматывали скотчем. Хоронили жертв, иногда еще живых, на сельских кладбищах недалеко от Могилева. За шесть лет убили шесть человек, готовили седьмое преступление. В суде выяснилось, что на очереди было еще два убийства.

Одному мужчине гибели удалось избежать чудом: квартиру покупала его знакомая, которую насторожили странные «помощники». Покупательница помогла ему сразу положить деньги в банк, и «черные риелторы» предпочли ретироваться.

4. В январе 2019 года был вынесен смертный приговор 36-летнему Александру Осиповичу, который был приговорен к расстрелу за убийство двух девушек с особой жестокостью.

Убийство произошло в Бобруйске 20 июля. Тела двух девушек нашли в ванной комнате одной из квартир в райцентре. Накануне вечером девушки – 26-летняя Олеся и 27-летняя Кристина отдыхали в кафе, познакомились там с мужчиной и уехали на такси к нему домой. Утром одна из девушек еще успела позвонить в милицию – сказала, что закрылась в ванной с подругой, с обратной стороны в дверь ломится мужчина. Но девушка не успела назвать полный адрес, и сотрудники милиции в нужный дом попали не сразу. Мужчину, с которым накануне видели девушек, Александра Осиповича, задержали в тот же день – он сидел на скамейке у подъезда и пил пиво. Мужчина был судим уже четыре раза – за тяжкие телесные повреждения (пострадавший мужчина позже умер в больнице), хулиганство, грабеж. В колониях Александр Осипович провел 11 лет, освободился в декабре 2017-го.

5. Летом 2019 года приведен в исполнение смертный приговор в отношении Вячеслава Сухарко и Александра Жильникова, которых признали виновными в убийстве трех человек.

Трагедия в Минске случилась в декабре 2015 года – в своей квартире были убиты молодой парень и его девушка. Бывшая подруга молодого человека, воспитательница детского сада Алина Шульганова, не смогла смириться с тем, что ее кавалер ушел к другой, и решила соперницу проучить. Исполнители перестарались – вместо того, чтобы припугнуть девушку, они убили и новую избранницу парня, и его самого. Сразу после задержания стало известно, что Александр Жильников и Вячеслав Сухарко причастны еще и к убийству жителя Колодищей, который сдавал комнату в своем доме одному из них.

6. В июле 2019 года коллегия по уголовным делам Витебского областного суда приговорила к исключительной мере наказания Виктора Павлова за убийство двух сестер-пенсионерок.

Тела двух убитых с особой жестокостью женщин в начале января были обнаружены в их доме. Было установлено, что убиты они были в конце декабря 2018-го. По подозрению в убийстве был задержан житель соседней деревни, ранее судимый за убийство с особой жестокостью.

Как мы писали ранее, в Беларуси санкции четырнадцати статей Уголовного кодекса предусматривают смертную казнь, хотя и ни одна из них не определяет ее как единственно возможное наказание. Смертная казнь не может быть назначена: лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, женщинам и мужчинам, достигшим ко дню постановления приговора шестидесяти пяти лет.

Обычно заключенные, приговоренные к смерти за убийства при отягчающих обстоятельствах, содержатся в одной из камер строгого режима в подвале минского СИЗО №1. В день исполнения приговора прокурор объявляет заключенному, что его прощение к президенту о помиловании не удовлетворено. Заключенным завязывают глаза и отводят в специальную комнату, где ставят на колени и стреляют в затылок.

По белорусским законам ни осужденным, ни родственникам не говорят дату смерти. Родным не выдают ни тела, ни личных вещей покойных, не говорят, где захоронены их близкие. По информации правозащитников, тела хоронят на кладбище, но землю выравнивают и покрывают дерном. Мать одного из казненных похоронила вещи сына и поставила там памятник, чтобы ей было куда приходить, пишет «Комсомольская правда».

Напомним, в конце августа 2019 года стало известно, что Беларусь и Совет Европы выработают дорожную карту для отмены смертной казни. Главный аргумент за мораторий на смертную казнь – невозвратность наказания.

5 тяжелых мыслей о моратории на смертную казнь в Беларуси (18+).

Смертная казнь в Беларуси: за или против?

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий