5 тяжёлых мыслей о моратории на смертную казнь в Беларуси (18+)

мнение священнослужителя

Не секрет, что Беларусь на сегодня остается единственным европейским государством, практикующим применение смертной казни. Назначается она за особо тяжкие преступления, тянущие, по мнению судьи, на более суровое наказание, нежели пожизненное заключение. Беларусь за статьи УК о смертной казни давно уже «обхаяли» страны Запада, но Церкви не всё равно.

Давайте вспомним: за сохранение выстрела в затылок в 1996 году на референдуме проголосовало свыше 80% граждан республики. Друзья, это не 18%, это почти все население! Это какой уровень безопасности у нас в стране был, что 8 из 10 жителей видели в 10-ти прохожих 8 рецидивистов, убийц и потрошителей? До чего нужно было довести страну, чтобы люди не могли принять ни пожизненную изоляцию, ни психушку для преступников, но хотели убить тех, кто тяжко посягнул на жизнь других?.. 

Ещё 13 декабря 2016 года в Минске состоялась конференция «Отмена смертной казни и общественное мнение», организованная Советом Европы в сотрудничестве с Министерством иностранных дел Республики Беларусь при поддержке британского Фонда Magna Carta.

Накануне референдума митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) обнародовал «Тезисы о смертной казни», где отмечалось:

Мы, христиане, не можем оправдывать смертную казнь, ибо это грех убийства… Жизнь любого человека принадлежит его Творцу, Богу. Не мы, грешные люди, даровали бытие человеку, — не нам и лишать человека существования. Ведь за жизнь каждого из нас Господь Иисус Христос отдал Свою жизнь, претерпев страдания, унижения, издевательства и смерть на Кресте… Государство, казня своих граждан, каждый раз заново распинает Христа.

Схожая позиция сохраняется в БПЦ и сегодня при новом митрополите Минском и Заславском Павле  (Пономареве).

Митрополит Минский и Заславский Павел. Фото: sputnik.by

Председатель Синодального информационного отдела БПЦ протоиерей Сергей Лепин отмечает, что мораторий предпочтительнее расстрелу.

Понятное дело, что если некоторый батюшка, много лет ходивший по тюрьмам в целях призвать к покаянию и исправлению преступников, слушал покаянный плач осуждённых на смерть, у него есть все основания говорить, что мораторий предпочтительнее. Но кто-то из той же категории ведь и плевал в лицо тому же батюшке, матеря и проклиная его из-за железных прутьев. А есть и другие вопросы, которые должны быть решены путем дипломатических обсуждений юристов, сотрудников тюрем, священников, психологов…

Надо говорить, коллеги: кто не идёт вперёд, тот идёт назад. У нас возникли 5 тяжёлых мыслей по этому поводу.

5 пунктов про смертную казнь и мораторий

1. Что делать убийцам убийц?  Если ты не хочешь расстреливать, это твоё право, но ведь в этих структурах не спрашивают. А если хочешь, то это диагноз, и с тобой рядом страшно жить, брат… Думая о заключённых, нужно ещё подумать, не плодим ли мы отсутствием моратория новых рецидивистов и моральных калек?

Психология расстрела. Фото: delaemvmeste.by

2. Почему родственники расстрелянных по приговору узнают об этом постфактум? Почему им даже не говорят, где, как собаку, зарыли труп их родного «чикатило»?

Родственники Балаля плачут перед казнью. Фото: inglory.jimdo.com/

3. Будет ли осуществляться подсчёт тех, кто покаялся и начал давно ожидаемую христианскую жизнь на пожизненном сроке и кто так и остался верен внутреннему потрошителю?

4. Доктора психологических наук напишут диссертации о раскаявшихся? Проведут с ними вербальные и проективные методики, в которых шкала лжи продемонстрирует степень искренности раскаяния? Или мы так и будем верить, что если произнёс «простите», всплакнул и сказал, что ему жаль, то это и есть повод для радости «о едином грешнике кающемся» (см. Лука, 15 глава)? А если аутентичность вчерашних головорезов попадет в результате исследований под сомнение, то, может, смертная казнь скорее поможет прийти к покаянию?

Рецидивистов мы много знаем?.. Фото: operkor.wordpress.com

5. Как быть с чувством справедливости родственников и близких убитых, изнасилованных, расчленённых людей? Кто-то будет каяться и читать церковные брошюры, а кто-то так и не вернёт себе любимую дочь. Может, у близких безвинно убиенных первых спросить про целесообразность моратория?..

В заключении скажем, мы пока в раздумье. Противоположное сталинское «Расстрелять!» от священноначалия Церкви было бы очень странно услышать. Низкий поклон владыке Павлу и священнослужителям БПЦ за желание  обратить ко Христу последних подонков страны! Господь вознаградит светлые милосердные души человеколюбивых людей! Но есть и вопросы, которые нужно обсудить вместе с читателями «Курьера» и большинством жителей страны.

А читателя просим взглянуть на статью нашего коллеги «Смертная казнь в Беларуси: за или против?..» и написать в комментариях своё взвешенное мнение: нужен нам мораторий на смертную казнь или нужны 9 граммов в преступный затылок?..

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА