5 тяжёлых мыслей о моратории на смертную казнь в Беларуси (18+)

Авторские статьи

мнение священнослужителя

Не секрет, что Беларусь на сегодня остается единственным европейским государством, практикующим применение смертной казни. Назначается она за особо тяжкие преступления, тянущие, по мнению судьи, на более суровое наказание, нежели пожизненное заключение. Беларусь за статьи УК о смертной казни давно уже «обхаяли» страны Запада, но Церкви не всё равно.

Давайте вспомним: за сохранение выстрела в затылок в 1996 году на референдуме проголосовало свыше 80% граждан республики. Друзья, это не 18%, это почти все население! Это какой уровень безопасности у нас в стране был, что 8 из 10 жителей видели в 10-ти прохожих 8 рецидивистов, убийц и потрошителей? До чего нужно было довести страну, чтобы люди не могли принять ни пожизненную изоляцию, ни психушку для преступников, но хотели убить тех, кто тяжко посягнул на жизнь других?.. 

Ещё 13 декабря 2016 года в Минске состоялась конференция «Отмена смертной казни и общественное мнение», организованная Советом Европы в сотрудничестве с Министерством иностранных дел Республики Беларусь при поддержке британского Фонда Magna Carta.

Накануне референдума митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) обнародовал «Тезисы о смертной казни», где отмечалось:

Мы, христиане, не можем оправдывать смертную казнь, ибо это грех убийства… Жизнь любого человека принадлежит его Творцу, Богу. Не мы, грешные люди, даровали бытие человеку, — не нам и лишать человека существования. Ведь за жизнь каждого из нас Господь Иисус Христос отдал Свою жизнь, претерпев страдания, унижения, издевательства и смерть на Кресте… Государство, казня своих граждан, каждый раз заново распинает Христа.

Схожая позиция сохраняется в БПЦ и сегодня при новом митрополите Минском и Заславском Павле  (Пономареве).

5 тяжёлых мыслей о моратории на смертную казнь в Беларуси (18+)
Митрополит Минский и Заславский Павел. Фото: sputnik.by

Председатель Синодального информационного отдела БПЦ протоиерей Сергей Лепин отмечает, что мораторий предпочтительнее расстрелу.

Понятное дело, что если некоторый батюшка, много лет ходивший по тюрьмам в целях призвать к покаянию и исправлению преступников, слушал покаянный плач осуждённых на смерть, у него есть все основания говорить, что мораторий предпочтительнее. Но кто-то из той же категории ведь и плевал в лицо тому же батюшке, матеря и проклиная его из-за железных прутьев. А есть и другие вопросы, которые должны быть решены путем дипломатических обсуждений юристов, сотрудников тюрем, священников, психологов…

Надо говорить, коллеги: кто не идёт вперёд, тот идёт назад. У нас возникли 5 тяжёлых мыслей по этому поводу.

5 пунктов про смертную казнь и мораторий

1. Что делать убийцам убийц?  Если ты не хочешь расстреливать, это твоё право, но ведь в этих структурах не спрашивают. А если хочешь, то это диагноз, и с тобой рядом страшно жить, брат… Думая о заключённых, нужно ещё подумать, не плодим ли мы отсутствием моратория новых рецидивистов и моральных калек?

5 тяжёлых мыслей о моратории на смертную казнь в Беларуси (18+)
Психология расстрела. Фото: delaemvmeste.by

2. Почему родственники расстрелянных по приговору узнают об этом постфактум? Почему им даже не говорят, где, как собаку, зарыли труп их родного «чикатило»?

5 тяжёлых мыслей о моратории на смертную казнь в Беларуси (18+)
Родственники Балаля плачут перед казнью. Фото: inglory.jimdo.com/

3. Будет ли осуществляться подсчёт тех, кто покаялся и начал давно ожидаемую христианскую жизнь на пожизненном сроке и кто так и остался верен внутреннему потрошителю?

4. Доктора психологических наук напишут диссертации о раскаявшихся? Проведут с ними вербальные и проективные методики, в которых шкала лжи продемонстрирует степень искренности раскаяния? Или мы так и будем верить, что если произнёс «простите», всплакнул и сказал, что ему жаль, то это и есть повод для радости «о едином грешнике кающемся» (см. Лука, 15 глава)? А если аутентичность вчерашних головорезов попадет в результате исследований под сомнение, то, может, смертная казнь скорее поможет прийти к покаянию?

5 тяжёлых мыслей о моратории на смертную казнь в Беларуси (18+)
Рецидивистов мы много знаем?.. Фото: operkor.wordpress.com

5. Как быть с чувством справедливости родственников и близких убитых, изнасилованных, расчленённых людей? Кто-то будет каяться и читать церковные брошюры, а кто-то так и не вернёт себе любимую дочь. Может, у близких безвинно убиенных первых спросить про целесообразность моратория?..

В заключении скажем, мы пока в раздумье. Противоположное сталинское «Расстрелять!» от священноначалия Церкви было бы очень странно услышать. Низкий поклон владыке Павлу и священнослужителям БПЦ за желание  обратить ко Христу последних подонков страны! Господь вознаградит светлые милосердные души человеколюбивых людей! Но есть и вопросы, которые нужно обсудить вместе с читателями «Курьера» и большинством жителей страны.

А читателя просим взглянуть на статью нашего коллеги «Смертная казнь в Беларуси: за или против?..» и написать в комментариях своё взвешенное мнение: нужен нам мораторий на смертную казнь или нужны 9 граммов в преступный затылок?..

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Антоний Богоявленский

    О месте, где отбывают срок перед «Спецкоридор, он же с/к, — самое зловещее место в тюрьме. Шестнадцать хат, скрытых за бронированной дверью с электрозамком, отдельный охранник. Здесь сидят особо опасные: бунтари, лидеры ОПГ, приговоренные к «вышке» и просто те, кого нужно очень хорошо спрятать (а также приговоренные к смертной казни, – А.Б.). Стены метровой толщины, сквозь которые не проникает ни один посторонний звук, сводчатые потолки — совсем как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», два одноярусных шконаря на высоте десяти сантиметров от пола, железный стол, железный шкафчик для туалетных принадлежностей, дольняк в углу и тишина… гробовая — ни радио, ни телевизор, ни телефон на с/к не ловит.

    Хаты находятся в подвале — окна выходят на уровень земли. Очень сыро — одежда, после бани развешенная для просушки, не высыхает и за три дня. Связи с внешним миром и даже с соседними хатами никакой, сработаться невозможно — окна закрыты не стеклом, как везде, и даже не решеткой с «ресничками»-жалюзи — на пути твоей «малявы» как минимум пять преград: решетка, стекло, сплошной железный лист с отверстиями диаметром с сигарету, «реснички», «намордник», по форме напоминающий допотопный совдеповский кондиционер, и металлическая сетка в довершение.

    По дольняку тоже не вариант — в трубах установлены ножи, о которые режутся «кони». Из-за недостаточности освещения ни читать, ни тем более писать ты не можешь. А что можешь? Да плевать в потолок и размышлять о бренности всего сущего. И спать по 15–16 часов в сутки. Спать беспокойно, вскакивая в холодном поту из-за очередного приснившегося кошмара. Это, наверное, от накопившейся в стенах за столетия негативной энергии и страданий постояльцев «с/к-хилтон». Кровь, убийства, сами стены давят. И тишина…»

    Источник: https://maxim-nm.livejournal.com/295071.html

    Вот читаешь – противоречивые мысли: приговорённых к смертной казни и других вышеперечисленных жаль становится. Люди жеш.
    Но, с другой стороны, не это ли ад, который они сами на себя навлекли при жизни? И какова будет омерзительная участь их душ, если не вымолят прощение, после смерти?..

    Ответить
  2. Сергей Пересвет

    В стране ежегодно убивают десятки если не сотни людей. Но при этом к смерти приговаривают единиц. Кажется уже лет 15 не было года чтобы больше 10 приговорённых было.
    Это к вопросу судебных ошибок. При таком тщательном отборе естественно следствие идёт на высшем уровне. И кстати кроме КоноваловаКовалёва больше ни один приговор не вызвал никаких вопросов и даже тени сомнения. Так что успокойтесь кто боится повторения истории с расстрелом невиновного по делу Чикатило. Сейчас погони за показателями а таком деле нет, особенно под жесточайшим международным прессингом.

    Ответить
    1. Антоний Богоявленский

      Да, вот что, действительно, делать при судебной ошибке на смертную казнь? Или в беларусБ при принятии такого решения есть какие-то проверки/гарантии? Что маловероятно..

      Ответить
      1. П. Кор

        Если смертная казнь – действительно исключительная мера наказания, а не массовое явление, то проблема судебной ошибки пренебрежимо мала. Когда смертные приговоры выносят только по особо резонансным делам, обеспечивая качественное следствие, и не гонясь за палками раскрываемости поквартально ошибка практически исключена.

      2. Алистер

        Абсолютно здравое рассуждение.

      3. Антоний Богоявленский

        Спасибо! Видно, Вы человек сведущий в законодательстве и процессуальном порядке. А какой срок должен пройти после вынесение приговора до момента приведения его в исполнение? Можно ли обжаловать? И есть ли форма вынесение смертного приговора без права обжалования?