Витебский автовокзал: 4 фотографии через 82 года

Авторские статьи

откуда в Витебске отправлялись автобусы

В наши дни по популярности автобусы и маршрутки стали самым удобным и доступным видом транспорта, оставив позади железную дорогу. Все больше людей прибывает в Витебск и уезжает из города через автовокзал.

Витебский автовокзал: 4 фотографии через 82 года
2019 год. Витебский автовокзал. Фото: Сергей Мартинович

Но всегда ли витебский автовокзал был таким, к которому мы привыкли? Сегодня мы расскажем, как он выглядел раньше, и где можно было купить билет на междугородний и пригородный автобус.

1. Автобусная станция конторы «Союзтранса»

Первые автобусы появились в Витебске в середине 1920-х годов. Сначала они ходили только по городу, потом связали Витебск с пригородами и другими городами Беларуси. К середине 1930-х годов автобусный транспорт развился настолько, что возникла потребность в специальном здании для автостанции.

Первая в Витебске автобусная станция заработала в 1937 году и находилась в подчинении Витебской конторы «Союзтранса». Ее фотографию опубликовала газета «Витебский пролетарий» в номере за 5 июня 1937 года.

Витебский автовокзал: 4 фотографии через 82 года
1937 год. Первая витебская автостанция «Союзтранса». «Витебский рабочий», 5 июня 1937 года

Где находилось до войны одноэтажное кирпичное здание первого в Витебске автовокзала, теперь сложно установить. Согласно «Книге абонентов телефонных сетей города Витебска на 1936 год», контора и диспетчерский пункт «Союзтранса» находился в доме № 7 по проспекту Бебеля (сейчас это начало улицы Карла Маркса). Позвонить туда можно было по телефону 10-65.

2. Будка на Привокзальной площади

В войну здание первого витебского автовокзала было разрушено, а имущество «Союзтранса» разграблено немецко-фашистскими захватчиками. В первые послевоенные годы в Витебске не было своего автовокзала. Пригородные и междугородние автобусы отправлялись прямо с Привокзальной площади.

Витебский автовокзал: 4 фотографии через 82 года
Привокзальная площадь. Открытка 1962 года. Трамвай идет по старой Большевистской улице. Справа видны остатки дореволюционного бульвара

О том, как это было, рассказал журналист А. Арумян в заметке «Беспорядок на автобусной станции», опубликованной в газете «Витебский рабочий» 10 февраля 1953 года.

На Привокзальной площади города Витебска на фоне нового красивого здания вокзала стоит фанерная будка, напоминающая сторожевой пост. Тут осуществляется продажа билетов на автобусы по всем маршрутам. Ежедневно, задолго до открытия кассы, у этой будки собирается много пассажиров. Но чтобы купить билет, нужно пройти испытания, созданные руководством Витебской автотранспортной конторы.

Движение автобусов начиналось в те годы в 9 часов утра. На площадь подавались автобусы, навстречу которым кидались пассажиры. Водитель объявлял маршрут. Некоторым пассажирам приходилось бегать на морозе от будки билетера к автобусу по несколько раз.

Витебский автовокзал: 4 фотографии через 82 года
Автобусы Витебска. «Витебский рабочий», 14 августа 1964 года

В середине 1950-х годов автобусы отправлялись из Витебска в Уллу, Бешенковичи, Сенно и Сураж. Билет до Уллы стоил 13 рублей, до Бешенковичей, Суража и Сенно – 16 рублей 75 копеек.

3. Автовокзал на улице Космонавтов

К началу 1960-х годов Привокзальная площадь стала слишком мала для быстро развивающегося автотранспорта. По воспоминаниям старожилов, какое-то время автобусы отправлялись от нынешней Центральной диспетчерской станции на улице Большевистской.

Витебский автовокзал: 4 фотографии через 82 года
1974 год. Автовокзал. Фото из альбома-раскладушки «Витебск» (1974 год)

А 24 февраля 1966 года принял первых пассажиров новый автовокзал на улице Космонавтов. Как писала газета «Витебский рабочий»,

Новый автовокзал может обслуживать до 5 000 пассажиров в сутки. Каждые 3 минуты отправляются автобусы по 40 междугородних и более чем 30 пригородных маршрутах. За сутки здесь будет проводиться 230 отправлений автобусов во многие пункты Беларуси и Прибалтики.

Витебский автовокзал: 4 фотографии через 82 года
Интерьер автовокзала. 1966 и 2005 годы. Фото из газеты «Витебский рабочий» за 27 февраля 1966 года и Сергея Мартиновича

При автовокзале работал буфет, камера хранения и комната матери и ребенка.

Витебский автовокзал: 4 фотографии через 82 года
Витебский автовокзал. 1988 год (энциклопедический справочник «Витебск»), 2003 год («Витьбичи», 27 июля 2003 года), 2005 год (Сергей Мартинович)

По данным энциклопедического справочника «Витебск» (1988 год), витебский автовокзал обслуживал 12 транзитных, 67 междугородних и 35 пригородных маршрутов, имел 4 кассы предварительной продажи билетов (в самом автовокзале, на пригородной станции по улице Терешковой, на первом этаже 16-этажного дома на площади Победы и в доме № 35 по Московскому проспекту).

4. Автовокзал наших дней

К началу 2000-х годов здание автовокзала требовало реконструкции. В 2003 году он был закрыт на ремонт, а всего год спустя принял пассажиров в полностью обновленном здании, лишь отдаленно напоминающем прежнее.

Витебский автовокзал: 4 фотографии через 82 года
Реконструированный автовокзал незадолго до открытия. 16 января 2005 года. Фото: Сергей Мартинович

Новый вокзал стал двухуровневым, над посадочными платформами появились навесы от дождя, была реконструирована вся прилегающая территория.

Витебский автовокзал: 4 фотографии через 82 года
Навесы над посадочными платформами Витебского автовокзала и ларьки на улице Большевистской. Фото 8 мая 2005 года (Сергей Мартинович)

В настоящее время, в связи со строительством нового Полоцкого путепровода, витебский автовокзал переживает очередную реконструкцию – теперь уже подъездных путей.

В Витебске строят новый въезд на территорию автовокзала.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Критик Достижений

    Уважаемый, “Витебский Курьер” ! У нас в стране, да и в мире тоже,- одни оболванивающие поп-корновые СМИ. Или сплошная геббельс пропаганда гос СМИ или националистически суицидальные оппозиционные…. До истинных проблем и чаяний ,-большинства народа (коим неинтересны ни первые, ни вторые СМИ),-никому нет дела…. Даже классическая литература, на уровне средней школы, -времён СССР, уже что-то немыслимое, сложное и непонимаемое…. Всё чёрное,-теперь белое,-сплошной примитивизм и воинствующий индивидуализм на фоне барствующих в крепостном стиле чиновников (кумовство и круговая порука)….. Нормальным людям, -без нынешнего ” ВК” и вовсе будет нечего читать и высказываться на актуальные жизненные темы…. Постарайтесь, выжить и сохранить свою информационную концепцию. В стране, абсурд и лицемерие полное, а экономика давно умерла и ИП додушили до ручки,-с безработных требуют налоги, а службу в армии до 15 лет исключили из страхового трудового стажа и ищут новых рабов-рекрутов…. Держитесь ! https://finance.tut.by/news647984.html?utm_source=ok&utm_campaign=share&utm_medium=desk

    Ответить
  2. Pavel Makarsky

    А как же автостанция на месте нынешнего макдональдса? Про неё в статье не слова… (

    Ответить
    1. SВіктар

      От неё остались бордюрные камни бывшей площадки в траве газона рядом с Макдональдсом и ряд фото в Интернете).

      Ответить
    2. Sergei Martinovich

      Всему свое время. Будет и про нее материал.

      Ответить