самый продолжительный долгострой в городе
Всем, кто хоть раз бывал в Витебске на проспекте Строителей у телевизионного завода, бросались в глаза выходы из недостроенного подземного перехода на пересечении с улицей Петруся Бровки. К настоящему времени этот переход является, возможно, самым продолжительным в истории нашего города долгостроем. Его возведение тянется уже четвертое десятилетие.
По своему «возрасту» подземный переход на перекрестке проспекта Строителей и улицы Петруся Бровки почти ровесник самого телевизионного завода. К оборудованию перехода строители – работники мостопоезда № 325 – приступили еще в начале 1980-х годов. Строительство было почти закончено, но по непонятной для жителей «Югов» причине остановилось.
Впервые долгострой попал на страницы витебских газет в далеком 1987 году. Многотиражная газета телезавода «Рабочее слово» опубликовала 19 августа 1987 года снимки недостроенного перехода, задавая риторический вопрос: «Что бы это значило?»
Многих удивлял необычный вид выходов их перехода – длинные вытянутые спуски без ступенек. В реальности ничего странного тут нет. Видимо, переход изначально проектировался таким. «Бесступенчатый» подземный переход действует, например, в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, у Гостиного двора.
Такая конструкция удобна, если необходимо пропускать большое количество людей. К тому же съехать под землю и выехать на поверхность можно и на велосипеде, и на инвалидной коляске. Однако подобное проектное решение требует высокого качества строительных работ, и в первую очередь – хорошей гидроизоляции.
Второй раз многотиражка «Рабочее слово» написала о недостроенном переходе 12 мая 1990 года. На вопросы корреспондента Н. Волкова ответил Валерий Мачихо – начальник участка, строившего переход.
По словам строителя, главной причиной долгостроя стали изначально закравшиеся в проект сооружения ошибки. К этому добавилось низкое качество железобетонных конструкций, произведенных на Витебском заводе ЖБИ. Конструкции не обеспечивали должной гидроизоляции, в результате чего в переходе стала скапливаться вода. Возникли трудности с облицовкой.
Строители старались, как могли. В 1988 году была оборудована насосная станция, установлены насосы для откачки воды, устроен канал. Началась переработка всего проекта подземного перехода. Но вскоре прекратилось финансирование в связи с землетрясением в Армении, на ликвидацию последствий которого были брошены все силы и средства.
После распада СССР о переходе и вовсе позабыли. Он наполовину заполнился водой, местами зарос растительностью и превратился в свалку. Правда, в начале ноября 2012 года здесь вновь появились строители. Была откачана вода, под землей закипела работа. Помнится, некоторое время даже можно было перейти с одной стороны улицы Петруся Бровки на другую, рискуя при этом загрязнить ботинки и вызвать недовольство рабочих.
Но радоваться было преждевременно. С наступлением холодов работы прекратились, а переход был законсервирован и скрыт от посторонних глаз досками и брезентом.
В настоящее время стройка подземного перехода на проспекте Строителей закипела вновь. Похоже, что на этот раз объект все-таки будет завершен и сдан в эксплуатацию. В настоящий момент 1 из 7 выходов на поверхность уже облицован тротуарной плиткой, идет облицовка еще одного. Над 4-мя спусками установлены металлические каркасы козырьков.
Дольше всего, как видно по фотографиям, строителям предстоит повозиться с выходами к трамвайным остановкам на улице Петруся Бровки.
В 2019 году в витебском Билево утром людей на остановке общественного транспорта будет меньше.
Это просто был наш аналог Омского метро =)))
Утонул этот переход…. Во времена СССР,-писали, что он попал в подземную реку и даже ответственных за это,-реально посадили в тюрьму…. Может, современные технологии, помогут решить эту проблему….. Но денег, нынче меньше, чем в СССР было…..