Дом в Витебске на улице Октябрьской. Самая богатая архитектура и самая красивая лепнина в городе

Витебск, который мы потеряли

Краевед и фотохудожник Виктор Борисенков мастерски умеет подмечать интересные детали и анализировать изменения, произошедшие с архитектурой Витебска за последние несколько десятков лет. Сегодня краевед предлагает совершить виртуальное путешествие по улице Октябрьской и обратить особое внимание на дом №13.

Улица Октябрьская – небольшая часть старой витебской улицы, которая ранее называлась  Верхне-Петровской в честь Петропавловского храма, рядом с которым она когда-то проходила. Недалеко от нее еще были Нижне-Петровская улица – нынешняя Комсомольская и Поперечно-Петровская улица –  современная Зенькова.

Улица Октябрьская в Витебске. Фото Саши Май

Нетрудно догадаться, что улица с названием Октябрьская сейчас к храму уже не ведет. Она вообще никуда не ведет – упирается в брутальную стену многоэтажки. Так что по факту – это Октябрьский тупик, и в прямом, и в переносном смысле, – рассказал Виктор Борисенков. – А от былой атмосферы на оживленной городской магистрали с тротуарами, мостовыми, гужевым транспортом, торговыми заведениями и рядами стриженых лип не осталось и следа.

Одно из самых интересных сохранившихся здесь зданий – дом №13, построенный в конце 19 века, равного которому по богатству архитектурного декора и красоте кирпичной лепнины в Витебске нет.

Чтобы сравнить, как этот дом выглядел сорок лет назад и что мы видим на этом месте сегодня, Виктор взял фотографию 80-х годов из архива архитектора Александра Вашкевича и сделал современное фото с такого же ракурса.

Дом №13 по улице Октябрьской

Дом №13 по улице Октябрьской в 80-е годы и сегодня. Коллаж Виктора Борисенкова

Два этажа на высоком цоколе словно сотканы из тысяч фигурных кирпичей в ажурное кружево, – рассказал краевед. – В годы, когда было возведено это здание,  повсюду процветал историзм, а в архитектурной моде были различные неостили, например, необарокко. Особенность, которая была характерна для нашей губернии – эклектичные завитки и картуши выкладывались из красного кирпича. Высота постройки, избыток декоративных деталей, огнистый цвет материала, пламенеющие фронтоны над кровлей превратили этот дом в архитектурного щеголя. Это уже потом, при Советах его обкорнают, разрушив фигурные фронтоны, и побелят, как деревья на субботниках, казенной известковой краской.

Немецкая фотография времен оккупации. 1942-1944 годы. Фото предоставлено Виктором Борисенковым

Виктор Борисенков поделился интересной информацией: краевед Михаил Рывкин писал, что в конце 1980-х годов этот дом поставили на капитальный ремонт, но строители так и не тронули редкостный фасад. Чиновница Железнодорожного ЖРЭТа признавалась:

Фасад очень красивый, а что с ним делать никто не знал.

Возможно, именно этих людей мы должны благодарить за то, что дом дошел до нас в таком виде.

Низкий поклон Вам, безвестная мадам из Жилкомхоза, за то, что сохранили для нас этот памятник, что не выхолостили его по советской привычке, что не сбили кувалдами декор и не затерли стены цементным раствором,  – отметил краевед.

До нашего времени сохранилась  уникальная немецкая  фотография  1941 года, на которой можно увидеть сразу несколько примечательных деталей. Прежде всего – саму улицу с очень давним историческим прошлым.

Немецкая фотография времен оккупации. 1941 год. Фото предоставлено Виктором Борисенковым

В створе городских магистралей, как ориентир для пешеходов, часто возводились архитектурные доминанты, например, храмы. Великолепно был поставлен и наш необарочный красавец,  – отметил Виктор.  – На снимке также виден роскошный фигурный фронтон над правой частью здания. Липы у дома усохли от пожара. В грядущие зимние холода они пойдут на дрова. В правой части фотографии в кадр попал угол старинного Почтового двора. Здание 18 века здесь имеет аутентичный вид, а в наши дни оно заключено в сайдинговый скафандр.

Дом №13 по улице Октябрьской. Фотография предоставлена Виктором Борисенковым

Когда говорят про дом №13 по улице Октябрьской, то часто употребляют термин «латгальское барокко», причем, как отмечает Виктор Борисенков, это словосочетание довольно часто встречается в туристических путеводителях.

Термин этот условный, им обозначается краснокирпичная архитектура Даугавпилса, в отличие от Витебска, неплохо сохранившаяся и количественно и качественно,  –  рассказал краевед. –  Даугавпилс (он же Двинск, он же Динабург) в конце 19 столетия входил в состав Витебской губернии. Поэтому большой вопрос: насколько его архитектура в то время отличалась от витебской. И, как знать, если бы не военные разрушения нашего города, не послевоенная реконструкция, не постепенное уничтожение старины в последующие годы, может быть, у нас сегодня существовал бы совсем другой архитектурный термин для обозначения краснокирпичных зданий.

Витебск нетуристический: дореволюционные здания в Задвинье.

Краснокирпичный колорит витебского Задвинья.

«Рубиновый город»: винноцветные здания с пеной белых сандриков в Задвинье.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА