Такое могло произойти только в Витебске. В ВНХУ рассказали, как будет меняться мир, и почему мы все в нем уже динозавры

такое могло произойти только в нашем городе и нигде больше

Почему современное искусство осталось непонятным? И правда, что мы все уже «динозавры»? В День зимнего солнцестояния в Витебском народном художественном училище двое художников показали новую картину мира. По их словам, такое могло произойти только в Витебске и нигде больше, иначе бы они вообще отказались от задуманного.

Фото Вячеслава Побединского

Мы находимся в новом времени. И может, кто-то еще не понял, но мы уже динозавры. Мы переходим в совершенно другое время, когда человек будет менять свою форму, содержание, будет меняться формат взаимоотношений между людьми. В цифровом мире все на виду. Нет никакого личного пространства. Мы дарим это пространство.

Художники Павел Задорожный (Ростов-на-Дону) и Андрей Жизневский (Витебск) создали объект, который состоит из трех частей: это три параллельные тубы, три запечатанных краской свитка. По словам художников, они продолжают дело Малевича, говорят недосказанное, дарят новый формат и готовы предложить его всем.

Павел Задорожный живет в Ростове-на-Дону, но его семья родом из Чашников. Фото Анастасии Вереск

Фото Вячеслава Побединского

Фото Вячеслава Побединского

Фото Вячеслава Побединского

Андрей Жизневский и Павел Задорожный на презентации супрематического объекта. Фото Анастасии Вереск

Малевич и Эль Лисицкий искали новый завет. Почему возник кризис в современном искусстве? Потому что мы не знаем, что сказать. Дело в том, что это общечеловеческий кризис. Когда рухнули старые системы, старые религиозные идолы, когда Бог умер (по Ницше), произошло крушение этих ценностей. Но на смену не пришло нового завета. Какой-то период времени считали, что коммунизм является этим новым заветом, но впоследствии разочаровались.

Объект, проходя трансформации через холст, рассеченный тор, квадрат, круг, тор, шар, куб и плоскость, снова возвращается к форме тубы.  Его можно назвать символом бесконечности. Фото Анастасии Вереск

Фото Вячеслава Побединского

Фото Вячеслава Побединского

Чтобы подарить новую картину мира, художники рассказали свою концепцию «супрематического зеркала», согласно которой все есть ноль. По их словам, то, что происходит сейчас, было предсказано футуристами 100 лет назад, а чтобы убедиться, достаточно прочитать пролог к «Победе на солнцем».

То, что предложил Малевич и так было непонятно, слишком ново. Люди еще не были к этому готовы. Сейчас люди готовы. И зритель сейчас выступает таким же главным и важным компонентом в работе, как и художник. 

Зрители на презентации в ВНХУ. Фото Анастасии Вереск

Люди чрезвычайно сообщены, но враждуют. Андрей Жизневский и Павел Задорожный надеются, что это можно изменить, если придет понимание, как все устроено. Для тех, кто не захочет, воспринимать их слова, художники предложили другой подход.

Если работа не является для вас символом представленных нами ценностей, она может быть символом неких универсальных ценностей. Здесь есть аллюзии на тему плащаницы, Малевича, но каждый может видеть в этой работе что-то свое. Это зависит от способности созерцать и воспринимать информацию, насколько богат внутренний мир.

В работе Андрея Жизневского и Павла Задорожного есть аллюзии на образ плащаницы и работы Малевича. Фото Анастасии Вереск

Сейчас верхний из трех холстов чист и запечатан белой масляной краской. Художники планируют согласовать акцию, когда он будет расписан, чтобы к процессу мог присоединится каждый желающий. По словам Павла Задорожного, таким образом для отдельного человека и его родственников этот холст приобретет свое сакральное значение. Потом его снова свернут и опечатают.

Каждый из нас и высшее начало являются одним и тем же, и настолько же зависит от него, как оно зависит от нас. Кто есть Бог? Бог есть все мы. Не верить в Бога — значит не верить в самого себя.

По словам художников, они не предлагают таких морально-этических выборов и правил, как религия, но только представляют концепцию.

Читайте также на нашем сайте «Зевсова сила» витебского авангарда. О «красном клине» и не только. 

РЕКЛАМА