В Витебске обсуждается открытие новой музейной площадки

с максимальным сохранением и восстановлением исторического облика здания, постараются сохранить даже паркет

Витебск продолжает укреплять свои позиции в статусе культурной столицы Беларуси. Прошло менее года со дня открытия музея истории Витебского народного художественного училища (ВНХУ), и уже обсуждается открытие новой музейной площадки – Музея городского транспорта на улице 5-я Фрунзе,7. Об этом «Витебскому курьеру» рассказал директор музея Василий Павлючков.

Административное здание трамвайного депо. Фото Светланы Васильевой

По инициативе руководства ОАО «Витебскоблавтотранс», в частности генерального директора Сергея Старовойтова, современное музейное пространство появится на базе ныне существующего музея истории Витебского трамвая. Пока нет точного названия нового музея. Возможно это будет музей общественного транспорта города Витебска или музей открытого акционерного общества «Витебскоблавтотранс», — поделился Василий Михайлович.

Василий Михайлович Павлючков. Фото Светланы Васильевой

Напомним, унитарное коммунальное транспортное предприятие «Витебское трамвайно-троллейбусное управление» в январе 2018 года было реорганизовано путем присоединения к ОАО «Витебскоблавтотранс». На базе имущества УКТП «ВТТУ» был создан  филиал «Городской электрический транспорт города Витебска», являющийся обособленным структурным подразделением ОАО «Витебскоблавтотранс».

Перемен будет очень много. Сейчас идет технический этап – разрабатывается концепция будущего музея. Кроме того, мы находимся на этапе осознания творческого проекта. Ведь помимо экспозиционных площадей должно быть еще много всего того, что сейчас востребовано современным посетителем, — рассказал о ходе реконструкции  Василий Павлючков.

По словам директора музея, среди предстоящих изменений — ремонт и реставрация административного здания «Трамвайного депо»:

В 1947 году в послевоенном Витебске было восстановлено трамвайное движение. В следующем, 1948, году было построено существующее и ныне здание администрации. Строили тогда хозспособом, выполняя задачу строить больше, быстрее и дешевле. 36 лет назад обветшавшее административное здание потребовало серьезной реконструкции и было закрыто на капитальный ремонт.

В ходе реализации проекта реконструкции музея будут обследованы несущие конструкции здания, фундамент и деревянные перекрытия. Заменены окна и двери, выполнена модернизация инженерных сетей. Кроме того, реставрации подлежат внутренние помещения. Как пояснил Василий Михайлович, это обусловлено обязательными характеристиками, которым должно соответствовать современное музейное пространство:

Мы хотим сделать полную перезагрузку музея. Прежде всего, в ходе реконструкции будут увеличены площади — второй этаж целиком отведут под постоянную экспозицию. При этом пространство музея будет разделено на семь залов, вместо существующих четырех. У каждого зала будет своя тематика:  от сказочных сапогов-скороходов, электрического трамвая, первых автобусов и троллейбусов до современного общественного транспорта. Чтобы погрузиться в атмосферу прошлого было легче, в музее будут применены современные форматы экспонирования, когда традиционные выставочные приемы дополнены интерактивными технологиями.

Бесценными экспонатами обновленного музея по-прежнему останутся выставочные предметы, посвященные 120-летней истории витебского трамвая. Как мы писали ранее, в октябре 1966 года по инициативе Леонида Забелло в трамвайном депо открыли первую экспозицию. Это был небольшой уголок в помещении отдела кадров, состоящий из нескольких стендов. Экспозиция разрасталась, и в 1970-х в диспетчерском пункте для нее выделили комнату. Для третьей версии уже отдали часть здания.

Предполагается, что через год, после начала работ по реконструкции, обновленный музей вновь примет посетителей.

Все работы будут проведены с максимальным сохранением и восстановлением исторического облика здания. К примеру, постараемся даже сохранить паркет. В ближайшем будущем будет объявлен конкурс на лучший дизайн-проект музея. А также будет проведена процедура подрядных торгов по выбору проектной организации. Одна из основных задач, которую мы поставим перед участниками конкурса, — сохранить атмосферу места, — добавил Василий Михайлович.

Кстати, по словам директора, во время реконструкции музейный комплекс продолжит работу. В частности, несколько лет назад разработана и для всех желающих проводится экскурсия возле здания депо:

Экскурсия начинается с истории развития электрической тяги и осмотра памятника Федору Пироцкому, одному из изобретателей электрического трамвая. Впрочем, кому принадлежит авторство этого транспортного средства — вопрос спорный. Своим появление на свет трамвай обязан как российским, американским, так и немецким изобретателям.

Памятник Федору Пироцкому. Фото Светланы Васильевой

Следующая остановка возле полномасштабных копий первых вагонов, которые ходили по Витебску, и памятника кондуктору, который воплощает образ этого работника по историческим документам XIX века.

Зайдя в летний прицепной вагон или встав «у руля» моторного, можно, словно на трамвае времени, перенестись на столетие назад.

Я уверен, что обновленный музей будет одним из знаковых мест не только в Витебске и республике, но и далеко за пределами страны. Ведь в мире есть десятки тысяч людей, которые интересуются техникой и историей создания городского общественного транспорта, — подытожил Василий Павлючков.

Памятник первому витебскому трамваю установили в 2013 году, а через три года рядом появилась бронзовая фигура кондуктора. Фото Светланы Васильевой

Старый трамвай на витебских улицах: соединяем прошлое и настоящее.

РЕКЛАМА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *