при этом рабочие предъявляли «рваческие требования», удирали с работы и не возвращались с курортов
Прошло уже три с половиной года со дня принятия Декрета Президента Республики Беларусь №3 «О предупреждении социального иждивенчества» от 2 апреля 2015 года, более известного как «Декрет о тунеядстве».
Все это время тема «борьбы с тунеядством» в нашей стране вызывает широкий общественный резонанс.
Сегодня мы расскажем расскажет о том, как боролись с тунеядцами в СССР в 1930-е годы. Один из законодательных актов советского правительства по борьбе с ними как раз вышел 86 лет назад – 4 декабря 1932 года.
Иллюстрация в газете “Известия” к принятию Постановления 4 декабря 1932 года «О расширении прав заводоуправлений в деле снабжения рабочих и улучшения карточной системы»
К началу 1930-х годов дисциплина на предприятиях в СССР сильно расшаталась. Так, в предприятиях тяжелой промышленности на одного рабочего в год приходилось от 6 до 9 дней самовольных прогулов. В каменноугольной отрасли число пропущенных без уважительной причины дней в расчете на одного рабочего составляло 13-16.
Предприятия несли огромные убытки – так, на московской Трехгорной мануфактуре один прогул ткачихи «стоил» 160 метров мануфактуры.
Росту числа прогулов способствовало чрезмерно «мягкое» законодательство. Власти пошли на его ужесточение.
15 ноября 1932 года Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР принимают постановление «Об увольнении за прогул без уважительных причин».
Ввиду того, что действующее трудовое законодательство… допускает увольнение за прогул работника без уважительных причин лишь в том случае, если такой прогул имел место в течение 3-х дней в общей сложности в продолжение месяца, что в нынешних условиях отсутствия безработицы поощряет прогулы, нарушает нормальный ход производства и наносит ущерб интересам трудящихся, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
Установить, что в случае хотя бы одного дня неявки на работу без уважительных причин, работник подлежит увольнению с предприятия или из учреждения с лишением его права пользования выданного ему, как работнику данного предприятия или учреждения, продовольственных и промтоварных карточек, а также с лишением права пользоваться квартирой, предоставленной ему в домах данного предприятия или учреждения.
Газета “Правда” за 17 ноября 1932 года – о борьбе с прогульщиками
В дополнение к этому закону 4 декабря 1932 года было издано Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О расширении прав заводоуправлений в деле снабжения рабочих и улучшения карточной системы», согласно которому на крупных предприятиях и железных дорогах, имевших свои закрытые рабочие кооперативы, обслуживавшие только работников данных предприятий, и отделы рабочего снабжения при заводоуправлениях, вводились именные номерные заборные книжки и талоны на право получения продуктов и промтоваров в кооперативных магазинах.
При увольнении работников за прогулы на основании постановления от 15 ноября 1932 года они лишались права пользования продуктовыми и промтоварными заборными книжками закрытых кооперативов. Книжки изымались под роспись, за спекуляцию ими вводилась уголовная ответственность.
Карикатура в газете “Известия” за 6 декабря 1932 года о работе закрытых рабочих кооперативов
Ужесточение борьбы с прогульщиками и тунеядцами вызвало в советском обществе неоднозначную реакцию. На фабриках и заводах прошли «летучие митинги», на которых выступали рабочие-ударники и представители администрации с приветствиями и одобрением новых мер.
«Тунеядцам нет места в рабочей семье!» – гласили резолюции митингов.
В то же время, по мнению исследовательницы Ш. Фицпатрик, законы 1932 года о трудовой дисциплине были малоэффективными и «чаще нарушались, чем соблюдались».
Как боролись с тунеядцами в Витебске
Газета «Витебский пролетарий» в номерах за конец 1932 – начало 1933 годов часто публиковала материалы о борьбе с тунеядцами, прогульщиками и дезорганизаторами производства.
Постановление ЦК КП(б)Б и СНК БССР «О расширении прав заводоуправлений в деле снабжения рабочих и улучшения карточной системы» не нашло практического применения на очковой фабрике. Это важнейшее постановление партии и правительства не доведено до широких масс рабочих, не созданы бригады для общественного контроля за выдачей наборных документов.
Имеются такие факты, когда лодыри и злостные прогульщики, имеющие по несколько прогулов подряд, получают хлеб и продукты в ЗРК, отнимая их у рабочих, борющихся за промфинплан. И все это делается при злостном попустительстве администрации и фабкома.
Карикатура в газете “Известия” за 7 декабря 1932 года о работе рабочей кооперации
На обувной фабрике «Прогресс» группа злостных прогульщиков-летунов, несмотря на хороший заработок (более 200 рублей в месяц) предъявили администрации фабрики рваческое требование и, когда последнее не было удовлетворено, бросили на фабрике работу.
Имеются сведения, что эти рвачи-летуны уехали в Ленинград, чтобы поступить на работу на фабрику «Ударник».
Общее собрание рабочих фабрики «Прогресс» самым решительным образом осудило поступок летунов-рвачей и постановило исключить их из членов Союза, уведомив об этом ЦК Союза кожевенников и ленинградскую фабрику «Ударник».
Ни одно из витебских предприятий не должно принимать на работу этих дезорганизаторов производства.
Карикатура в газете “Правда” за 6 декабря 1932 года о борьбе с прогульщиками на железной дороге
Швейная фабрика «Знамя индустриализации» окончила 1932 год с большим прорывом. Стране недодано продукции на 14 миллионов рублей.
Прогулы на фабрике приняли катастрофические размеры. Каждый день с фабрики из-за прогулов увольняются десятками рабочие.
На фабрике отдельные коммунисты сами нарушают декрет правительства о борьбе с прогулами. Кандидат в члены КП(б)Б, рабочий утюжного цеха 4 января 1933 года не вышел на работу только для того, чтобы его уволили с предприятия.
Бывший мастер утюжного цеха, член КП(б)Б, посланный фабрикой на курорт, не возвращается оттуда уже месяц и сейчас, по имеющимся сведениям, работает на швейной фабрике в Баку.
На обувной фабрике имени Леккерта 19 января 1933 года пройдет советский политдень по борьбе с прогулами.
Однако прогулы и текучесть рабочей силы не прекращались, результатом чего стало вторичное ужесточение законодательства в конце 1930-х годов.
Даёшь, крепостное право! Ленин обманул крестьян с землёй, а крестьяне пообещали, что он тоже земли не увидит…..