Начало времён. Ритуал 1917 года и его жертвы

Как в Витебске 100 лет назад праздновали революцию под картинами Марка Шагала, интересная версия от Татьяны Котович. Что все это значило на самом деле

Иллюминированные пароходы на Двине, гудки, плакаты и транспаранты, нарисованные под руководством Марка Шагала… 7 ноября 1918 года в 13.30 в Витебске началось шествие в честь первой годовщины праздника, который станет главным в году на ближайшие 73 года. Как писала об этом газета «К оружию»:

Дворники и домовладельцы энергично занялись чистотой улиц и тротуаров. Должно быть редкий праздник, раз в Витебске чистят улицы!

Планировалось, что Октябрьскую революцию в Витебске будут праздновать 4 дня с карнавалом, парадом и митингами, но после решили ограничится всего сутками с половиной.

Кадр кинохроники ноября 1918 года в Витебске, из государственного архива Витебской области. Фото Анастасии Вереск

На праздник выделили небывалые деньги. Особенно радовались в этот день дети: в кондитерских им бесплатно раздавали сладости в белых кульках.

На трех витебских площадях — Конной (современный Смоленский рынок), Соборной (площадь Свободы), Орловской (недалеко от вокзала) были украшены трибуны для митингов. К важной дате выпустили газету «Красная годовщина».

Некоторые скептично настроенные граждане недовольно морщились: какие деньги, лучше бы белья из этих кумачей нашили!

С 6 ноября газету можно увидеть в экспозиции музея ВНХУ. Фото Анастасии Вереск

Татьяна Котович с копией раритета. Фото Анастасии Вереск

Праздник, шествие, знаменитые транспаранты — все это можно увидеть в кинохронике, отрывки из нее продемонстрировала и проанализировала доктор искусствоведения, профессор Татьяна Котович во время своей лекции 6 ноября в Музее истории ВНХУ. Чтобы понять, что стоит за этим фильмом, что такое демонстрация и праздник на самом деле, нужно представлять себе время, в котором жили участники этих архивных кадров.

На лекции Татьяны Котович в зале ВНХУ. Фото Анастасии Вереск

Картина несомненно будет иметь историческую ценность для Витебска. 

Так 19 ноября писала газета «К оружию» про фильм, который мы можем увидеть сейчас, спустя 100 лет после событий.

У экспозиции с раритетной газетой 1918 года. Фото Анастасии Вереск

Для полноты картины, нужно представлять себе Витебск 1918 года — это прифронтовой город, в котором на около 100-150 тысяч жителей приходится около 40 тысяч военных, это лазареты, военные части, постоянное движение. Первая мировая война еще не закончена, вокруг — зона хаоса.

Демонстрация в Витебске. У левого края снимка можно различить знаменитый плакат Шагала «Мир хижинам, война дворцам». Фото Анастасии Вереск

1918 год был революционным для общества, когда ломались старые устои, разрывалась традиция: переименовывали площади и улицы, церковь отделили от государства, перешли на Григорианский календарь, сделали реформу орфографии.

Это было время, когда менялась социальная матрица — что-то уже ушло в прошлое, а будущего еще нет. И это была первая годовщина праздника, только потом он станет обыденным и даже скучноватым. 

После празднования Октябрьской революции в Витебске, кинохронику просили проявить, чтобы показывать уходящим на фронт войскам. Для некоторых из солдат это будет последний шанс в жизни увидеть яркие праздничные будни.

Трибуна на одной из площадей города. Фото Анастасии Вереск

Комиссию по подготовке к празднику возглавлял Марк Шагал, ее члены заседали в гостинице «Брози». Художники должны были создать к демонстрации 350 плакатов, 7 арок и оформить 3 трибуны на площадях.

Плакаты Шагала отличались по форме от привычных советских плакатов — они были символичными, динамичными, аллегоричными.

Комиссары спрашивали, почему корова зеленая, а дамы хихикали над «безнравственными» картинами. Предположительно, речь идет о полотне «Двойной портрет с бокалом вина», где Белла несет Шагала на плечах. Все это припомнят художнику во время подготовки к празднику 1 мая.

Марк Шагал, «Двойной портрет с бокалом вина». Фото: marc-chagall.ru

Основную часть лекции Татьяна Котович посвятила ответу на вопрос, почему людям было так важно отмечать годовщину Октябрьской революции именно в это неспокойное время.

Архаическое общество не знало ничего, кроме ритуала. У древних людей есть понятие начала времен. В 1918 году для них этим была Октябрьская революция. Ритуал и табу — это начало всего в архаичном обществе, но второе во время войны еще не было очевидным механизмом самоорганизации. Им важно было повторить этот праздник как ритуал, переиграть его в повседневной жизни. 

Профессор также отметила, как похожи между собой роли советского военного комиссара и языческого жреца. Один и другой находятся на вершине социально-политической карьеры и в конечном итоге будут принесены в жертву.

Руководства партии в Витебске, кадры кинохроники. На фото, в центре, можно видеть жену витебского военкома Крылова. Когда кайзеровские войска подойдут к городу, она будет одной из тех, кого оставят для подпольной работы, Фото Анастасии Вереск

В пример Татьяна Котович привела в пример биографию Семена Николаевича Крылова, организатора Советской власти на Витебщине, военного коменданта, начальника гарнизона Витебска, позже — председателя Витебского губернского комитета РКП(б). В 1918 году ему было всего 26 лет, Крылов жил в доме №10 на улице Успенской, сейчас она названа его фамилией.

Смысл мистерии в том, что ее участники становятся вровень с богами. Празднование Октябрьской революции было политической мистерией. Но судьба жреца, в итоге, ужасна, потому что его принесут в жертву. Помните про 1937 год? 

Читайте также на нашем сайте Витебчане рассказали, что для них значит 7 ноября. Роптать или не роптать?

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА