Как Витебск готовился отметить годовщину Октябрьской революции. Обувь для детей, бесплатные обеды и церковный колокольный звон

Авторские статьи

губернский военный комиссар Семен Крылов: «На известный момент мы и колокола заставим звучать для нас, как нам этого хочется»

Сто лет назад Витебск впервые отметил праздник Великой Октябрьской революции. Сегодня мы расскажем, как город готовился к торжеству. Для этого полистаем ветхие пожелтевшие страницы витебских газет столетней давности – «Витебский листок», «Известия Витебского губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов», «К оружию!».

Обувь вместо фейерверка

Подготовка к празднованию первой годовщины Великого Октября началась в Витебске загодя.

«Известия Витебского губернского Совета» поместили в номере за 17 октября 1918 года объявление о пленарном заседании Комиссии по организации праздника годовщины Октябрьской революции. Заседание состоялось в тот же день, в 18 часов в бывшей гостинице «Брози».

Председателем Комиссии был председатель Витебского губернского комитета РКП(б), военный комиссар Витебской губернии Семен Николаевич Крылов.

Как Витебск готовился отметить годовщину Октябрьской революции. Обувь для детей, бесплатные обеды и церковный колокольный звон
Объявление о собрании Комиссии по организации праздника годовщины Октябрьской революции в Витебске. “Известия Витебского губернского Совета…”, 17 октября 1918 г.

На проведение Октябрьских торжеств центральные власти РСФСР отпустили Витебской губернии 350 тысяч рублей, о чем сообщил 29 октября 1918 года «Витебский листок».

Выделенные средства были распределены таким образом, что 200 тысяч рублей получили уезды, а 150 тысяч – непосредственно Витебск. Этих денег было явно недостаточно на организацию полноценного праздника, поэтому местный комитет Коммунистической партии обязал горисполком выделить еще 300 тысяч рублей.

Таким образом, общая сумма, на которую планировалось устроить торжества, равнялась 450 тысячам рублей.

Изначально на 7 ноября 1918 года был запланирован грандиозный праздник с большим фейерверком и карнавальным шествием, изображающим пути русской революции. Однако после рассмотрения плана мероприятия местными Советами и рабочими организациями было решено отказаться от этих «излишеств». Вместо этого было решено потратить средства на бесплатные обеды для беднейшего населения города, на обувь для неимущих детей.

Предлагалось «художественно украсить» здания Пролетарского клуба, Окружного суда, Советского дома, Отдела городского хозяйства, устроить арки на улицах и трибуны на площадях, издать бесплатную газету «Красная годовщина» и «Пролетарский манифест».

На обувь для детей и бесплатные обеды планировалось израсходовать 200 тысяч рублей (т.е. почти половину суммы), еще 30 тысяч – передать Дому безработных.

Комиссией также было принято решение об установке и открытии в Витебске 7 ноября 1918 года большого памятника Карлу Марксу, но после консультации с Петроградом было решено ограничиться лишь бюстом мыслителя.

Звонить ли в колокола?

Одним из важных вопросов для организаторов Октябрьских праздников в Витебске в 1918 году был вопрос об уместности на революционном мероприятии… церковного колокольного звона! Вопрос это вызвал жаркие споры в Комиссии по организации праздника. Причем в качестве защитника церковных колоколов выступил сам губернский военный комиссар Семен Крылов, председатель Комиссии!

Как Витебск готовился отметить годовщину Октябрьской революции. Обувь для детей, бесплатные обеды и церковный колокольный звон
Военный комиссар Витебска в 1918 году С.Н. Крылов. Фото из книги “Витебск. Историко-экономический очерк” (1974)

Его статья о «колокольном звоне» была напечатана в «Известиях губернского Совета» за 19 октября 1918 года.

Противники колокольного звона строили свои положения на простых предпосылках. Церковь, мол, до сего времени служит для затемнения сознания народных масс, для целей контрреволюционных и, по существу, является институтом, отвергнутым ходом революции, а поэтому пользоваться колокольным звоном есть преступление перед революцией – «соглашательство» с духовенством. Доводы кажутся сильными.

Но… нельзя из этих доводов делать того вывода, который делается ими… Колокола и колокольни есть собственность пролетариата и пролетариат ими вправе распоряжаться и пользоваться. Но колоколами пользовались и пользуются для целей затемнения сознания, для целей рабства, говорят нам противники колоколов. Отлично. А музыка? Ею разве не пользовалось то же духовенство? Пользовалось, да еще как. Все церковные песнопения в высшей степени музыкальны, художественны. Искусство духовенством было использовано шире, чем кем бы то ни было. А разве мы отказываемся поэтому от музыки, от искусства? Нет, наоборот, стремимся широко им пользоваться.

Духовенство широко пользовалось крестными ходами, процессиями и т.п. А разве мы не пользуемся при устройстве наших празднеств, как формою, только с другим содержанием, теми же шествиями, процессиями, церемониалами? А пресловутые самодержавные парады? Мы не устраиваем также парадов?..

Да, наконец, разве мы не пользуемся тем же духовым оркестром, который до февраля играл на парадах «Боже, царя храни!», а теперь играет «Интернационал»… Колокольный звон – музыка. Мы устраиваем революционное торжество. Вся музыка должна быть к нашим услугам. На известный момент мы и колокола заставим звучать для нас, как нам этого хочется.

Мы пользуемся только старой формой, но содержание мы даем свое – революционное. И права была комиссия.., постановившая при вечернем импровизированном шествии, накануне 7 ноября (25 октября) наравне с пушками, сиренами, оркестрами заставить звучать и колокола на колокольнях.

Только люди с узкими мелкобуржуазными предрассудками могут протестовать против такого постановления. В день великого праздника революции заставить торжественно звучать все музыкальное, красивое или грозно-стихийное, в том числе и колокола на колокольнях, – наша задача.

Стоит отметить, что далеко не все руководители советского Витебска соглашались с решением Комиссии. Редакция «Известий…» в примечании к статье Семена Крылова заявила, что не соглашается с доводами автора статьи и помещает ее как дискуссионную.
Сложно теперь сказать, звонили ли церковные колокола в Витебске 6 или 7 ноября 1918 года. Скорее всего, нет. В передовой статье «Витебского листка» «Пролетарская Пасха» за 7 ноября 1918 года писалось:

Сегодня праздник пролетарской Пасхи. Не гудят колокола в церквях, не произносятся проповеди с амвонов – нет!.. Рабочий класс России празднует сегодня годовщину своего освобождения, годовщину своего воскрешения к новой жизни!

Продолжение статьи о праздновании 7 ноября в Витебске столетие назад читайте завтра.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий