Откуда в Витебске сеть «Крошка-маркет», кто директор предприятия и на что делает ставку

Витебск

и почему в Билево и на проспекте Строителей у магазина были проблемы

Директор витебской сети магазинов шаговой доступности «Крошка-маркет» Лариса Соколовская рассказала в нтервью Ежедневнику, за счет чего маленькие магазинчики могут успешно конкурировать с крупными продовольственными ритейлами и с какими проблемами при этом сталкиваются.

Откуда в Витебске сеть «Крошка-маркет», кто директор предприятия и на что делает ставку
Лариса Соколовская. Фото region.ej.by

– Как вы пришли в бизнес?

В частной торговле я уже 20 лет. С 1997 года у меня был свой комиссионный магазин. Проработал он 18 лет, пока арендодатель резко не поднял нам арендную плату за помещение. Искать новое здание не стала, так как решила сконцентрироваться на развитии сети «Крошка-маркет». К тому моменту у меня уже был первый продовольственный магазин шаговой доступности, который открыла в 2008 году. В это время я жила на улице Карла Маркса, и тогда там была плохая обеспеченность магазинами. Торговые точки работали до 17 часов, купить продукты, если забыл их приобрести в центре города, в вечернее время было невозможно. И появилось желание открыть маленький продовольственный магазин с нормальным режимом работы.

Деньги на запуск этой торговой точки брала из оборота комиссионного магазина, плюс кредиты тогда были доступны для предпринимателей. Второй магазинчик «Крошка-маркет», на улице Смоленской, открыла сразу после закрытия комиссионки. В том числе, за средства, которые заработала на своем первоначальном бизнесе. После чего постепенно за три года открыла еще 5 магазинов шаговой доступности в разных районах Витебска.

– Когда планировали внедриться в этот бизнес, не пугала конкуренция со стороны крупных торговых продовольственных сетей?

Когда работает несколько маленьких магазинов, как у меня, можно добиться нормальной рентабельности: один магазинчик – с чуть большей прибылью, другой  – с чуть меньшей. Это спасает. А конкуренция не пугала, потому что я знаю, что такое магазины шаговой доступности. Всегда мы что-то забываем купить в супермаркете. Зайдя в маленький магазин, вы потратите меньше, нежели в супермаркете. В крупной торговой точке пойдешь за хлебом, вынесешь целую тележку продуктов, оставив много денег. А делая покупки в маленьком магазине, сэкономишь. Радует, что жители Витебска это понимают. Кроме того, в маленьком магазинчике, в отличие от супермаркета, всегда можно душевно пообщаться с продавцами. В этой связи мы предъявляем особые требования к отбору кадров.

– Что вы имеете ввиду?

– Принимая на работу, проводим мини-тест. Просим произнести фразу: «Спасибо за покупку,  что-нибудь еще?». Насколько доброжелательно и вежливо кандидат это скажет, можно понять, что он за человек и на что способен. Также прошу разложить товар на витрине. Когда претендентка на работу это делает, к ней может обратиться покупатель. И в зависимости от того, как она ответит, уже видно, что это за человек.

Доброжелательность продавцов очень важна. Ведь в наши магазины ходят постоянные покупатели. В основном, это пенсионеры и люди среднего достатка. Они знакомятся с нашими продавцами. Много приходит одиноких пожилых людей. Они рассказывают о себе и своих проблемах. Продавцу ведь несложно обсудить какой-то вопрос на злобу дня, если в магазине нет других покупателей. Некоторые посетители наших торговых точек подробно расспрашивают о свойствах товара. Опять же, продавцу несложно рассказать, например, о той же колбасе: чьего она производства, какой состав, сроки годности, когда поступила в магазин.

– Как определяете, в каком районе стоит открывать новый магазин?

Выбираем густонаселенные районы, плюс новостройки. И, как ни странно, ориентируюсь на неудачный опыт конкурентов. Если вижу, что в конкретном районе закрылся небольшой продовольственный магазин после непродолжительного времени работы, иду туда. Иногда даже занимаю его прежнее помещение. Например, мы работаем на месте такого магазина в микрорайоне Билево.

– Что вы при этом делаете, чтобы не повторять неудачный опыт предшественников и в целом для успешной работы?

– Тщательно подхожу к выбору ассортимента. Мы зарабатываем авторитет свежими и постоянными продуктами. Внимательно отслеживаю, чтобы в каждом магазине сети самый необходимый товар был постоянно. Очень важно, чтобы люди по дороге с работы знали: в этом магазине они всегда могут купить те же молоко, хлеб, сосиски. Плюс все по доступным ценам. Для привлечения покупателей придумываем акции. Например, купив продукты на сумму 15 рублей, у нас можно было получить подарок. Также выискиваем скидки у поставщиков. Все, чтобы у нас был более дешевый товар, чем в том же «Евроопте».

– Как выбираете поставщиков?

– Работаем с теми, кто предлагает наиболее удобные для нас условия. В частности, дает возможность возврата простроченной продукции, предоставляет рассрочку платежа, всевозможные скидки.

– Что в магазинах вашей сети продается лучше, а что хуже?

– Делаем ставку на широкий ассортимент кондитерских изделий. Вкусненькое сладенькое любят люди всех возрастов, и мужчины и женщины. Поэтому кондитерские изделия всегда хорошо продаются. А не очень хорошо идут мороженое и замороженные полуфабрикаты. Может быть, эта продукция считается в определенном смысле дорогой и неуместной: те же блинчики и котлеты женщины сами предпочитают делать. Да, для ассортимента эти полуфабрикаты у нас могут быть, но их немного.

– С какими трудностями вы сталкиваетесь в бизнесе?

– С административными барьерами я не сталкиваюсь. Еще открыв свой комиссионный магазин, поняла, если работаешь по закону, и все документы в порядке, проблем никаких не будет. В том числе при проверках. А проблемы возникают из-за абсурдной убежденности некоторых людей, что магазин шаговой доступности на первом этаже жилого дома может создать проблемы его жителям.

– Приведите, конкретные примеры из практики вашей работы

– После открытия нашего магазина на улице актеров Еременко, председатель местного правления товарищества собственников жилья с самого начала стал его противником. Он боялся, что из-за нашего небольшого ассортимента пива, во дворе дома будет происходить распитие спиртного на улице. И он настроил весь дом против нас. В тоже время государственные власти разрешили мне открыть. Мы соблюли все предусмотренные законом нормы. И выдержали ассортимент согласно правилам торговли.

Были неоднократно собрания, которые превращались в митинги. Три человека, которые активничали на этих встречах, нас не слушали и не пытались понять. Председатель этого товарищества собственников писал жалобы на открытие нашего магазина в разные государственные инстанции. Везде ему отвечали, что магазин открыт с соблюдением всех норм и правил, и закрыть его невозможно. Только пройдя через нервотрепку, стали работать. Уже думала закрывать магазин и искать новое помещение. Но потом все успокоились. Только мы повесили камеры в самом магазине и на крыльце, чтобы фиксировать вероятные пьянки.

Еще была абсурдная ситуация в доме на проспекте Строителей, с жалобами от местной жительницы на высокий уровень шума из нашего магазина. Она обращалась в разные инстанции, что ей мешает шум наших холодильников. К нам приезжали комиссии из городской санэпидстанции и областной, раз 10 делали замеры. В том числе – вечерние и ночные. Все оказалось в норме, но нервов и времени это изрядно отняло.

– Кто вам помогает в бизнесе?

– Родной брат и сын. Брат технарь по образованию, он отвечает за все, что касается технологических процессов, бесперебойную работу оборудования, перевод на СКНО. Сын заведует одним из магазинов. Также он занимается внедрением автоматизации кассового и товарного учета по всему предприятию.

– Почему, на ваш взгляд, в Беларуси бизнесом занимаются в основном одни мужчины, а вот в управлениях экономики исполкомов – одни женщины? Помогает ли вам как-то, что в экономических структурах госорганов, в основном, представительницы слабого пола?

– Я считаю, это от личности зависит. Бизнесом вполне успешно может заниматься и женщина, обладающая деловыми качествами. Мне легко общаться и с мужчинами и с женщинами. Что касается экономических структур госорганов, каких-то особенностей в ответах на мои запросы в связи с тем, что там работают, в основном, женщины, я не замечала.

Напомним, в 2017 году в момент закрытия магазина «Крошка-Маркет», расположенного в Витебске по улице Смоленской ,11-1А, на продавца магазина было совершено разбойное нападение. Мужчина, угрожая предметом, похожим на пистолет, завладел выручкой в сумме 750 рублей и скрылся.

В мае 2016 года мы писали, что «Крошка-маркет» – одно из немногих мест в нашем городе, где лица, злоупотребляющие спиртным, могли продегустировать дешевое вино Гомельского и Минского производства.

Продавец, молодая женщина, поделилась тогда с нами наболевшим:

Да, работа у меня довольно специфическая. Рано утром и под вечер в магазин приходят за чернилами и молодые мужчины, и пенсионеры. Чтобы перебить запах перегара, приходится открывать настежь двери, но это помогает слабо. Огорчает, что за вином в очереди стоят и женщины. Вроде и молодые, а спиваются быстро, выглядят ужасно. Я бы женщин не пускала в такие заведения. К нам ходят практически одни и те же, местные. Уже узнаешь. Бывшая, так сказать, интеллигенция. Даже нарколог на пенсии бывает. Но он себе лишь по сто грамм водки заказывает, а «бырло» пить не советует.

Ажиотаж в нашей точке наблюдается, когда в конце месяца зарплаты дают или пенсии. Удивляет, что люди всегда находят деньги на спиртное. Тут не знаешь, как прожить, чтобы и на еду, и на оплату коммуналки хватило, а они то ли воруют, то ли вещи из дома выносят, чтобы «остограммиться». Просят иногда выпивку под запись, в долг, но я не даю: где их потом найдешь?

Конечно, такая работа напрягает. Но сами знаете, какая сейчас в городе ситуация: мне не продлили контракт в магазине, где я работала раньше, хорошо, хоть сюда взяли. Вот и разливаю вино, подогреваю в микроволновой печи замороженные чебуреки, которые наряду с плавленными сырками и дешевой колбасой, идут на ура. 

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий