МУЖЫЦКАЯ НЕПРАВДА

Легенды и мифы о Калиновском

Каго любіш? Люблю Беларусь!

Но взаимно ли?

Его арестовали зимой. Предал его заместитель и соратник из Могилева, назвав полицейским тройной пароль-отзыв («Каго любіш? Люблю Беларусь! То ўзаемна!») и фамилию Витаженец. Следствие было, как и водится на Беларуси — недолгим, а в марте его торжественно повесили (хотя дворян не положено вешать) на Лукишской площади в Вильне. Вильня тогда была таким же белорусским городом, как Полоцк, Менск и Витебск.

Думаю, большинство из вас уже догадалось, о ком идет речь – о руководителе (он себя называл диктатором) восточной части общепольского восстания, а теперь – национальном герое белорусов Кастусе Калиновском. Но чем больше вчитываешься в свидетельства очевидцев, тем больше начинаешь понимать, сколько мифов накручено вокруг этого человека.

Kalinauski 01

Начнем с того, что его никогда не звали «Кастусь». Это был потомственный шляхтич с гербом; в более ранние эпохи он бы ездил на коне с копьем и в железе, а назывался бы не по фамилии, а по месту «прописки», по названию лена (участка земли), ему принадлежавшему. Но огнестрельное оружие свело на нет касту рыцарей, и ему приходилось ходить в галстуке, а действовать другими методами. Но герб остался, и полное имя этого молодого (на момент смерти ему только исполнилось 26) человека было, таким образом, Винцент-Константий из Калинова.

kalinova

Герб рода Калиновских «Калинова»

Сокращенным вариантом (Константином Калиновским, с ударением на И!) его называли для удобства. Его непосредственный руководитель из Варшавы Я.Гейштар, хоть и называл Калиновского «холопоманом» (любителем мужиков), но Кастусем его не обзывал. Короткие имена в тот момент как раз принадлежностью холопов («черни, мужиков») и были. «Кастусем» не называет его и невеста его, Мария Ямонт.

Marya alena jamant

Ямонты уже в ссылке

Да и не могла она его так назвать. Мария вспоминает момент ареста: «Забралі бацьку і маці, людзей паджылых, вядомых і паважаных у горадзе, тры сястры: Марыю, Алену і Схаластыку (яшчэ непаўнагадовую), а таксама служанку Карусю». Обратите внимание — даже младшую сестру с очень странным и сложным именем Схоластика (в честь матери назвали) она зовет полным именем, а не «Схолей» какой-нибудь. А вот служанку недворянского происхождения называет сокращенно «Карусей».

Звать Калиновского «Кастусем» это как звать чернокожего из Америки «ниггером». Да, те иногда между собой себя так называют, как бы издеваясь, но вам такого они сделать не позволят. Возможно молодой Винцент-Константий, будучи «холопофилом» и примерял к себе холопское имя, но, думаю, в очень узком кругу, радиусом навряд ли более, чем одна персона.

Многие белорусские исследователи (как приверженец идеи искусственно созданного героя Калиновского Гронский А.Д.) вообще путают его имя — называют Викентием. Напомню, звали его Винцент-Константий, и сокращать его — примерно то же самое, что сокращать имя Всеволод до Володи, а то и до Вовы.

Тем не менее, попытки мифологизировать то, чего нет, изобрести новое, присутствовали в белорусской истории, кстати, как и в истории любой другой страны. Например, один из лидеров Белорусского Возрождения начала ХХ века Вацлав Ластовский в 1916 году дал Калиновскому имя «Касьцюк». Позже, уже в советское время «Касьцюк» трансформировался в «Кастусь». Видимо, дворяне были не в моде, и так было ближе к народу.

Lastouski

Не исключено, что большую часть того, что мы знаем о Калиновском, изобрел этот человек — Вацлав Ластовский

Не очень важным кажется Калиновский в книге его непосредственного начальника Я.Гейштара, где Константину уделено всего пять (больших, правда) абзацев.

Не вспоминает Калиновского и тот же Ластовский десятью годами ранее изобретения «Касьцюка» в газете «Наша нива». Тогда о нем еще «не знали». Украинская книжка 1892 года (всего через тридцать лет) уверенно зовет его польским выходцем и польской, скажем так, звездой, кстати, отсюда и неправильное, небелорусское ударение — на предпоследний слог. Письменных источников от Калиновского на белоруской мове осталось всего четыре — один приказ и три письма из тюрьмы, которые А.Гиллер опубликовал в Париже в 1867 году, назвав «Лiстамі з-пад шыбеніцы». Первая беларусскоязычная газета «Мужыцкая правда» издавалась все-таки пятью человеками, а не им одним.

Однако, с другой стороны он действительно был героем-одиночкой. Только благодаря его организаторским способностям в конце 1863 года и в начале 1864 восстание хоть как-то продолжалось. Он понимал важность агитации и печатного слова, и его «Мужицкая правда», рассчитанная на конкретную целевую аудиторию умеющих читать (то есть лидеров своих групп) издавалась огромным по свидетельствам очевидцев тиражом, а номера 5 и 7 еще и допечатывались, так как в разных местах нашли слегка отличающиеся экземпляры. До нас дошли как минимум четыре фотопортрета Калиновского: два варианта Банальди, у зеркала и с ружьем. Много ли Вы знаете людей, которые делали собственные фотографии в 1862 году в Беларуси? Этот человек отлично понимал силу технического прогресса, был умелым стратегом и тактиком: до нас дошли воспоминания о «войне» за Белосток. Калиновский сражался …внутри руководства восстания в Варшаве с требованием отдать ему Белосток – ведь так он мог собирать с шляхты (даже с той, которая не хотела) денег на треть больше для поддержки вооруженных частей. Калиновский говорил, что если откормленные бараны не хотят, чтобы их стригли, то должно с них содрать и всю шкуру.

Пускай сам он не сделал ни единого выстрела, зато шесть месяцев снабжаемые, агитируемые и организованные им части связывали и держали вокруг себя почти 120 тысячную регулярную армию России! Калиновский учел даже стратегию непрямых действий, которая как научная часть полководческого искусства только-только зарождалась в виде анализов практических действий известных военачальников – и собрал значительную сумму для поднятия восстания в Казани (в глубине России), где проживали ссыльные белорусы со времен восстания 1830 года. Если бы затея удалась, карательную армию в Северо-западном крае (так звали Беларусь россияне) пришлось бы уполовинить, и кто знает, чем бы кончилось восстание.

Как это не удивительно звучит – Калиновский был убежденным коммунистом. Именно таким, как это представлял за 20 лет до него Маркс, каким видел революционное движение Герцен. Террор тогда был неотъемлемой частью коммунизма. И Калиновский, которого за насильственные, грубые, извращенно-логические победы в дискуссиях звали «хамом», в теории был очень кровожаден. Он любил кличку «хам», и любил контрастировать своими своей страшной речью со своей внешностью блондина-красавчика, любил пугнуть собеседника. Сейчас это называют троллингом.

Шляхту (дворянство) Калиновский показным образом ненавидел, считал, что даже детей дворянских нужно уничтожить прямо в колыбелях (!), а само сословие называл не иначе как прогнившим и гангренозным. Ничего не напоминает? Герцен неплохо покопался в голове этого молодого человека.

Однако кровожадным он был только на словах.

Жена его соратника Франца Далевского вспоминает:

Канстанцiн Калiноўскі заклiкаў яго, стоячы перад iм на каленях:

Францiшак, кiнь шляхту, кiнь гэтых недалугаў-эгаiстаў! Яны трымаюцца толькi дзякуючы табе! Ты iх трымаеш, ты iмi кiруеш, гэты статак бараноў не здолее iсцi сам, ты ж адзiн не дапускаеш паўстання, ты адзiн тут стрымлiваеш! Пераходзь да нас! Цудаў даб’ёмся, калi ты нас зразумееш, калi будзеш з намi! Тваёй галавы, твайго сумлення нам не хапае!

Францiшак маўчаў.

Маўчыш! Значыць, не? Знаю цябе, не пойдзеш з намi, выходзiць — супраць нас! Калi так, дык ведай жа — я сам цябе тут у тваiм уласным доме сярод тваiх блiзкiх прыкончу кiнжалам!

Зрабi так, калi думаеш, што гэта будзе карысна для справы, — адказаў ён спакойна.

Канстанцiн выбег.

daleusski

Этот человек, Франц Далевский, участвовал в обоих восстаниях — и 1830 и 1863 годов, за что и отсидел соответственно 15 и 20 лет

* * *

Зато, когда его арестовали, он назвал себя диктатором. Это означало, что всем восстанием в Литве (он так называл Беларусь) управлял он единолично. Хотя оставались еще неарестованными 5 членов совета, но таким образом Константин спасал их. Муравьев-вешатель, руководитель подавления восстания сразу успокоился после ареста Калиновского. Было ясно — это тот, благодаря пылу и убеждениям кого все движется. Но даже из тюрьмы Калиновский умудрился проводить свою агитацию, послав два письма белорусскому народу, которые были впоследствии напечатаны. Подозревая, чем закончится следствие, он тем не менее пишет уверенные строки: «Браты мае, мужыкі родныя. З-пад шубеніцы маскоўскай прыходзіць мне да вас пісаці, і можа раз астатні. Горка пакінуць зямельку радную і цябе, дарагі мой народзе. Грудзі застогнуць, забаліць сэрца, – но не жаль згінуць за тваю праўду».

List_Kalin

И немного о взаимности

Это восстание по сути сначала было гражданской войной. От нее страдали все, потому что те, кто противился восстанию, были репрессированы с его стороны, а те кто восстанию способствовал, затем были репрессированы со стороны карательных российских войск. Некоторые деревни создавали свои вооруженные отряды, чтобы… отбиваться от восставших, а места размещения повстанцев лагерем на ночлег сдавали властям. В восточной части восстание по сути так и не началось, а выдал Калиновского, как мы помним, руководитель восстания из Могилева.

Последствия

Как ни прискорбно осознавать, но именно действия повстанцев привели к уничтожению даже упоминания о белорусскости и белорусском языке после 64го года на сорок лет. Если до этого власти сквозь пальцы смотрели на белорусскоязычное творчество шляхты, на некий «уздым», а газета славянофилов «День» в Москве (!) даже запланировала выход белорусскоязычной версии, то после восстания были запрещены любые письменные источники на белорусском языке, кроме этнографических научных работ, а сами потенциальные писатели и поэты, включая Калиновского, уничтожены.

В следующий раз белорусы издали свою газету на своем языке только в 1906 году. В том же, в котором вышел и первый «Витебский курьер»

Комментарий

Oleg_AlkaewОлег Алкаев, начальник Следственного изолятора №1 с 1996 по 2001 год, автор книги «Расстрельная команда»

«Может ли человек перед казнью писать такие уверенные строки?», спросил я Олега.

— Все зависит от того знал ли Калиновский время казни. Если да, то письмо соответствует его эмоциональному состоянию. Написано твердым уверенным почерком и без признаков психического расстройства. Об этом как раз и свидетельствует внимательное отношение к тексту. (замена непонравившихся слов, расставление знаков препинания и т.п).

Вообще если письмо написано перед казнью, то это очень сильный духом человек.

В настоящее время дату казни не знает никто. Даже члены специальной группы. И уж тем более приговоренные к расстрелу. Поэтому вся их переписка до последнего часа, не исключает надежду на благоприятный исход в виде помилования. Прослеживается попытка любым способом преуменьшить вину, для чего даже используются священники. Вместо раскаяния их пытаются убедить в невиновности и каким то образом воздействовать на правосудие.


  • Ольга Витебская

    Может быть и устаревшим несколько источником, но до сих пор авторитетным, на который ссылаются, является учебник для филфаков А.А. Лойки «Гісторыя беларускай літаратуры: дакастрычніцкі перыяд» (у меня издание 1989 года, но книга переиздавалась). Так вот Лойка пишет, что полное название одного из произведений К. звучит так:»Да беларускага народа. Пісьмо з-пад шыбеніцы Кастуся Каліноўскага». Не думаю, что это искажение, ибо автор слишком уважаемый.
    Да, «именно действия повстанцев привели к уничтожению даже упоминания о белорусскости и белорусском языке после 64го года на сорок лет», но, вместе с тем, Калиновский оказал очень большое влияние на развитие всего литературного белорусского процесса: развитие принципов худ. реализма, между прочим, и идеи, которые были затем в основе творчества Купалы, Коласа, Цётки и др. деятелей нашей культуры, а также Калиновский своеобразный родоначальник публицистики белорусской.Идеи и деятельность Калиновского, кроме того, подтолкнули к революции 1905 года и в очень значительной мере. Плохо это или хорошо?… Все-таки, если не судить поверхностно, думаю, что для Беларуси прогрессивно все-таки.
    Ныне покойный, мой преподаватель литературы в универе рассказывал, что народная любовь к Калиновскому была такой силы, что власти приказали облить дерьмом его могилу в целях предотвращения поклонения телу.

  • Алена

    Вячаслаў, людзі добра ведаюць як поўнае імя Каліноўскага, а завем яго Кастусь, бо яго любім. Праўда не ў меркаваннях і пошуках сэнсацый — праўда ў сэрцы. Яго «Мужыцкая праўда» і сёння праўдай засталася. У кожным слове. Хоць сёння друкуй. Але паміраць за яе ўжо няма каму. Таму — Святы Кастусь — хай будзе яго ахвяра перад Богам не дарэмнай.

  • Виктор Хурсик

    К Калиновскому нужно относиться бережно. Все-таки он пока символ белорусской борьбы с Россией. Но говоря о Калиновском не следует забывать, что организованное им вместе с Малаховским преследование белорусской шляхты (да и не согласных крестьян) было крайне кровавым. Убийства СВОИХ нельзя выдавать за убийства ЧУЖИХ. Никто пока не опроверг Сидорова о шести сотнях человек ежемесячно. А кроме этого было множество просто бездумных экзекуций без суда и следствия, которые никак не вписываются в теорию и практику национального восстания.
    «Он бил русских», — говорят мне. Нет, лично он не застрелил ни одного пришельца и сам от них не пострадал. Он пострадал от такого же белоруса, как сам. Если бы он пал на поле боя — честь ему была б совсем иной, а так он пал исключительно жертвой гражданской войны.
    Достаточно подробные исследования жизни Калиновского делают честь исследователям (имею ввиду прежде всего Киселева), но отсутствие исследований результатов его руководства — не делают чести никому из белорусов. А ведь в архивах документов полно. Никто почему-то не изучает финансовую сторону вопроса: откуда деньги Калиновскому шли, как они расходовались? Почему, кстати, его дружбан Малаховский, отвечавший за казни, без приключений смылся в США, а Калиновского задержали?
    Уверен, что историки должны быть крайне объективными. Иначе белорусам будет стыдно за своего героя.

  • Алена

    Справядліва будзе дадаць, што ужыванне назоў «Літва» і «Беларусь» было забаронена ў 1840 годзе асобым указам цара Мікалая I — за 23 гады да паўстання. Ужыванне беларускай мовы ў друку было дазволена толькі пасля рэвалюцыі 1905 года, так што ніякія «гульні» з тагачаснымі расійскімі уладамі не мелі сэнсу і не далі б ніякіх вынікаў. Пазіцыя урада ў гэтым пытанні была адназначнай.
    Усім раю пачытаць даследванні вядомага гісторыка Генадзя Кісялёва «Радаводнае дрэва». Паўстанне не скончылася са смерцю Кастуся Каліноўскага, а ператварылася ў «агонь дрыгвы» — беларускую нацыю і яе мову адстаялі паплечнікі і спадкаемцы Каліноўскага — беларускія, польскія, літоўскія, расійскія — працуючы самааддана і ахвярна.
    Як кажа мой знаёмы філосаф,заўсёды трэба ставіць пытанне — «чаму?» Чаму сёння, як 150 гадоў назад, усе стрэлы ізноў накіраваны ў грудзі гэтага 26-гадовага юнака? Вывучаюць нават малюнак на гузіку вопраткі, каб знайсці «факты»і. Не тужцеся. Скажу вам — ён быў чалавекам.

  • Ольга Витебская

    але ж размова ішла пра ўзаемную / неўзаемную любоў да Беларусі. Так, здаецца, у падзагалоўку?