Что не так с бизнесом в Витебской области? 7 вопросов и 7 коротких ответов на них

Авторские статьи

основные проблемы, особенности и что можно изменить к лучшему

Почему в Витебской области бизнес развивается хуже, чем в среднем по Беларуси? В чем его особенность и как бороться с проблемами? На вопросы попыталась ответить кандидат экономических наук, доцент, докторант ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси» Марина Слонимская в рамках круглого стола «Экономическое, социальное и бизнес лицо Витебской области. К новому балансу сил, средств и возможностей», организованного Ассоциацией Нанимателей и Предпринимателей Витебской области. 

По статистике, ситуация в нашей области действительно хуже, чем в среднем по стране: если с 2011 года число субъектов малого бизнеса в целом увеличилось, то в нашей области после небольшого всплеска все вернулось почти к прежнему уровню.

Что не так с бизнесом в Витебской области? 7 вопросов и 7 коротких ответов на них
Марина Слонимская. Фото Анастасии Вереск

В чем же секрет Витебской области?

По словам эксперта, в ходе исследования не выявилось ни одной проблемы, специфической для Витебской области. Но почему-то у нас же хуже, чем в среднем по Беларуси?

С какими проблемами сталкивается местный бизнес?

Малый бизнес не может перейти в средний, есть какие-то барьеры. А частный и средний бизнес – это очень важно и может быть основой экономики Витебской области. Люди уезжают, чаще всего, в Минск. Возможно, потому что им негде работать или они видят, что среда здесь неподходящая для развития собственного бизнеса. С другой стороны, доля занятых в малом бизнесе растет, возможно, это связано с тем, что крупный государственный бизнес теряет еще больше. 

По показателю выручки Витебская область также гораздо хуже выглядит, чем средний результат по республике.

Что не дает бизнесу развиваться в Витебске?

Для начинающих это недостаток оборотных средств, сложность поиска поставщиков товаров и услуг из-за небольших заказов, отсутствие эффективных посредников.

Общие барьеры для бизнеса:

Что не так с бизнесом в Витебской области? 7 вопросов и 7 коротких ответов на них
Инфографика Анастасии Вереск

Несмотря на то что бизнес купит что-то или ему отдадут бесплатно, потом он столкнется с проблемами. Некоторые предприниматели говорили, что различным специалистам нужно заплатить гораздо больше за документацию, чем заплачено за сам объект. 

Так что специфического в Витебской области?

Во-первых, географическое положение на границе с Россией.

Куда все уезжают и где проще. С одной стороны, мы находимся ближе всех к рынку, с другой стороны – преимущество российских производителей по стоимости энергоресурсов и размеру налоговых ставок. Зато Витебский регион самый экологически чистый и богатый природными ресурсами. 

Во-вторых, специфика регионального управления.

В 2003 году я разработала стратегию предпринимательства Витебской области, ездила в районы  и четко видела, что есть разница в менталитете предпринимателей и в специфике управления. В одном из районов меня водили за руку, и на рынок я не могла пойти без органов местной власти, а в другом районе я увидела совершенно другую ситуацию.

Что не так с бизнесом в Витебской области? 7 вопросов и 7 коротких ответов на них
По мнению эксперта, близость к России 0 это и преимущество, и слабость. Фото Анастасии Вереск

Еще один пример от предпринимателей: «В России никто не позвонит и не скажет, что дайте мне денег, потому что футбольное команда едет куда-то далеко. А здесь я приезжаю, тут же звонок – дайте денег».

По мнению Марины Слонимской, чтобы изменить ситуацию с региональной властью, можно воспитывать, обучать, перенимать зарубежный опыт.

У нас вообще никто не занимается региональным управлением, даже нет ВУЗов, где готовят таких специалистов. Зато в Польше это широко развивается.

Еще один вопрос, интересующий предпринимателей: какие выгоды и потенциальные риски у Витебщины от реализации общенационального проекта под условным названием «Оршанский прорыв»?

Что могут сделать власти для витебского бизнеса, но по разным причинам не делают?

Приводились примеры, когда обещали деньги под открытие бизнеса, человек поверил и открыл, а потом ему денег не дали. Например, придорожный сервис у нас плохо развивается – приходится долго решать проект, другие дорогостоящие вещи, которые, в принципе, могли бы помочь сделать, но не помогли. Хотя предприниматели из Орши мне приводили пример, что им очень помогает заместитель по экономике. 

С одной стороны, по мнению эксперта, у местных властей нет четкой стратегии по отношению к городской коммунальной собственности. С другой стороны, по мнению участников круглого стола, на аукционах наблюдается пик продаж, что может говорить о том, что бизнес накопил ресурсы.

Чем нужно заниматься в Витебской области по мнению предпринимателей?

Любопытно, но точки роста по результатам опроса совпадают с видением облисполкома: нужно заниматься сельским хозяйством.

Что не так с бизнесом в Витебской области? 7 вопросов и 7 коротких ответов на них
Цифры приведены в процентах от общего количества респондентов. Инфографика Анастасии Вереск

Так что же делать?

По мнению Марины Слонимской, предприниматели могли бы повлиять на местное законодательство и выражать свое мнение через электронную площадку, созданную для общения.

Мы спрашивали в облисполкоме, насколько это было бы эффективно. Сказали: да мы не знаем вообще, чем наш бизнес занимается. По сути мы не можем знать, успешный он или нет, да и не обо всех есть информация. Электронная платформа могла бы стать точкой роста для внедрения информационных технологий, взаимодействия бизнеса между собой, общения с властью и повышения эффективности бизнеса.

Читайте также на нашем сайте С чем хуже всего справляется государство и на каком месте Витебская область среди других регионов.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Елена Ретнёва

    Насчёт кого послушать и менталитета. Мы у себя в региональной газете Витебской области пригласили желающих на встречу с местным владельцем частного бизнеса. И человек интересный, и дело у него немаленькое, перспективное, словом есть с кем и о чём поговорить. Как вы думаете, сколько людей откликнулось? Ноль! Конечно, нельзя сказать, что всё так плохо, но апатия и депрессия довольно сильны.

    Ответить
    1. Анастасия Вереск

      Даже на встрече предпринимателей, о которой идет речь, аншлага, увы, не было. Хотя люди выступали известные. Активности нашим людям действительно категорически не хватает. Такое чувство, что никому ничего в принципе не интересно в большинстве.

      Ответить
      1. Dmitry Rasakhatsky

        Думаю, что вы ошибаетесь. Людям может быть интересно, но мероприятия нужно дольше раскручивать, одного анонса недостаточно. Нужно учиться продвигать своих просто, показывая их уникальность и различные особенности

  2. Александр Иванов

    Уважаемая Марина Слонимская
    Что бы начать понимать “почему”, надо пожить там до того уровня, когда с вами будут здороваться на улице незнакомые вам люди. Вам нужна нормальная статистика по многим направлениям этого региона. Вам нужна поддержка исполнительной власти, в исполком как на работу. Вам нужны связи с производителями, торговлей и банками региона. Связь с ВуЗами региональными и минскими. Вам нужна постоянно действующая площадка, физически и каждый рабочий день, где будут решаться конкретно вопросы каждого предпринимателя. Там же и обучение, очное или заочное или просто куда посмотреть и кого послушать. Вам еще очень много чего надо. Тут главное начать делать что то физически (в кабинете ничего путного не придумаете) и не думать о том как на этом можно нажиться, это люди сразу видят. А вообще, у нас в стране есть комиссия по развитию предпринимательства.

    Ответить