Кошмар социальной реальности в произведениях Владимира Витко

Витко, Баранковская, Манцевич, Витебск, выставка, живопись Культура

Химеры и эринии человеческого мира, а также чем творчество витебского художника близко философии Фридриха Ницше

Витко, Баранковская, Манцевич, Витебск, выставка, живопись
Художник-визионер с коллегами и поклонницами его творчества. Фото Георгия Корженевского

Нелицеприятное и разоблачительное выражение изъянов актуального социума у Владимира Витко, выставка которого недавно открылась в Витебском художественном музее, раскрывает социум как глобальную реальность и как ограниченную действительность. Реальность в данном случае является метафизической категорией и никак не зависит от восприятия человека, погружённого в тяготы своей земной юдоли. Действительность представляет крайне ограниченный круг восприятия среднестатистического страждущего индивида, который не может подняться до умозаключений, позволяющих сделать вывод о сущности глобального социума как тени Иалдабаофа. Это делает художник, обладающий навыками обобщения, структурного анализа и различения.

Витко, ворон, социум, кошмар, унмчтожение, Корженевский
В. Витко. Чёрный ворон. 2018 г.

В живописи и графике Владимира Витко проводится это жёсткое разделение между реальностью глобального социума с её сущностными характеристиками, которые проницательно изобличает художник, и миром «последнего человека» нынешней социальной действительности. Этот «последний человек» из рода земляной блохи, по выражению Фридриха Ницше из его «Заратустры», прыгает по земле и делает всё на ней маленьким. Как и Фридрих Ницше, художник осознаёт различение того, что немецкий философ называл Leben (жизнь) и Welt (мир). Первое – это бесконечная реальность неограниченных возможностей существования, второе – социально обусловленное описание этой реальности, в ограниченных рамках которого и существует человек. Таким образом, глобальный социум предстаёт в произведениях Владимира Витко как реальность в себе, создающая эфемеры и фантазмы, обусловливающие действительность, в плену которой пребывают люди. Тем не менее вся эта действительность, достигнув своей предельной солидификации, обязательно рассыплется в один момент под сокрушительным воздействием непредставимо мощных, неведомых стихийных сил и энергий бытия.

Витко, Медея, Корженевский
В. Витко. Медея. 2001 г.

То же относится и к различению понятий Werden (становление) и Fortschritt (прогресс), которое является общим для Фридриха Ницше и витебского художника. Подобно немецкому философу, Владимир Витко также не верит в прогресс, основанный на количественных ценностях и приоритетах «маленьких удовольствий». На самом деле это гуманитарный регресс, имеющий своим конечным последствием общечеловеческую катастрофу, ибо приводит к деградации бессознательного и схлопыванию волевого импульса. Таков ложный путь толпообразования, который художник разоблачает в своих картинах, предупреждая о его тупиковости. Потому произведения Владимира Витко могут показаться странными и страшными, по причине выдрессированной психики обывателя всей совокупностью факторов социальной обусловленности.

Витко, тревога, масса, толпа, Корженевский
В. Витко. Тревога. 2001 г.

Что же позволяет художнику занять субъектную позицию по отношению к «миру» и «прогрессу», активно разоблачая создаваемые ими фантазмы? Ответ на этот вопрос совершенным образом проявлен в графической работе «Моя звезда». Субъектность художника, устремившего волевой взгляд на чёрную дыру мироздания, исходит из осознания нетождественности его духа чему бы то ни было в пространстве бытия. Центр существования осознающего субъекта несопоставим ни с какими вещами или явлениями, находящимися в сфере познанного или непознанного. Как чёрная дыра в космосе снимает любые иллюзии самодостаточности бытия, возвращая проявленное к его истоку, так и нетождественность существа художника, укоренённая в абсолютно непознаваемом, аннигилирует химеры, внушённые глобальным социумом. Художник при этом не поддаётся прельщениям стать своего рода социальным трибуном, вещающим истину о спасении, он остаётся отстранённым от беспорядочных внешних смятений транслятором абсолютно иного. Данная позиция позволяет увидеть подлинную незамутнённую реальность.

Витко, звезда, субъект, осознание, осознанность, Корженевский
В. Витко. Моя звезда. 2018 г.

Предлагаем вниманию читателей ещё одну публикацию о содержании творчества Владимира Витко.

Выставка Дианы Янушоне «Неизвестные люди» в программе Дней искусства и культуры Латвии, раскрывает проблематику отчуждения от первоистоков бытия, что перекликается с тематикой работ витебского художника.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий