Химеры и эринии человеческого мира, а также чем творчество витебского художника близко философии Фридриха Ницше
Нелицеприятное и разоблачительное выражение изъянов актуального социума у Владимира Витко, выставка которого недавно открылась в Витебском художественном музее, раскрывает социум как глобальную реальность и как ограниченную действительность. Реальность в данном случае является метафизической категорией и никак не зависит от восприятия человека, погружённого в тяготы своей земной юдоли. Действительность представляет крайне ограниченный круг восприятия среднестатистического страждущего индивида, который не может подняться до умозаключений, позволяющих сделать вывод о сущности глобального социума как тени Иалдабаофа. Это делает художник, обладающий навыками обобщения, структурного анализа и различения.
В живописи и графике Владимира Витко проводится это жёсткое разделение между реальностью глобального социума с её сущностными характеристиками, которые проницательно изобличает художник, и миром «последнего человека» нынешней социальной действительности. Этот «последний человек» из рода земляной блохи, по выражению Фридриха Ницше из его «Заратустры», прыгает по земле и делает всё на ней маленьким. Как и Фридрих Ницше, художник осознаёт различение того, что немецкий философ называл Leben (жизнь) и Welt (мир). Первое – это бесконечная реальность неограниченных возможностей существования, второе – социально обусловленное описание этой реальности, в ограниченных рамках которого и существует человек. Таким образом, глобальный социум предстаёт в произведениях Владимира Витко как реальность в себе, создающая эфемеры и фантазмы, обусловливающие действительность, в плену которой пребывают люди. Тем не менее вся эта действительность, достигнув своей предельной солидификации, обязательно рассыплется в один момент под сокрушительным воздействием непредставимо мощных, неведомых стихийных сил и энергий бытия.
То же относится и к различению понятий Werden (становление) и Fortschritt (прогресс), которое является общим для Фридриха Ницше и витебского художника. Подобно немецкому философу, Владимир Витко также не верит в прогресс, основанный на количественных ценностях и приоритетах «маленьких удовольствий». На самом деле это гуманитарный регресс, имеющий своим конечным последствием общечеловеческую катастрофу, ибо приводит к деградации бессознательного и схлопыванию волевого импульса. Таков ложный путь толпообразования, который художник разоблачает в своих картинах, предупреждая о его тупиковости. Потому произведения Владимира Витко могут показаться странными и страшными, по причине выдрессированной психики обывателя всей совокупностью факторов социальной обусловленности.
Что же позволяет художнику занять субъектную позицию по отношению к «миру» и «прогрессу», активно разоблачая создаваемые ими фантазмы? Ответ на этот вопрос совершенным образом проявлен в графической работе «Моя звезда». Субъектность художника, устремившего волевой взгляд на чёрную дыру мироздания, исходит из осознания нетождественности его духа чему бы то ни было в пространстве бытия. Центр существования осознающего субъекта несопоставим ни с какими вещами или явлениями, находящимися в сфере познанного или непознанного. Как чёрная дыра в космосе снимает любые иллюзии самодостаточности бытия, возвращая проявленное к его истоку, так и нетождественность существа художника, укоренённая в абсолютно непознаваемом, аннигилирует химеры, внушённые глобальным социумом. Художник при этом не поддаётся прельщениям стать своего рода социальным трибуном, вещающим истину о спасении, он остаётся отстранённым от беспорядочных внешних смятений транслятором абсолютно иного. Данная позиция позволяет увидеть подлинную незамутнённую реальность.
Предлагаем вниманию читателей ещё одну публикацию о содержании творчества Владимира Витко.
Выставка Дианы Янушоне «Неизвестные люди» в программе Дней искусства и культуры Латвии, раскрывает проблематику отчуждения от первоистоков бытия, что перекликается с тематикой работ витебского художника.