Кризис: государство против «частника»

Темы

В нынешнем экономическом кризисе белорусские власти «назначили» двух виноватых: Россию и белорусский бизнес. И если первого виноватого наказать вряд ли получится, то второго – очень даже.

escher-4

Ноябрь и декабрь нынешнего года показали: дела в белорусской экономике совсем плохи. Даже в разгар валютного обвала 2011 года государство настолько жестко не вело себя на потребительском рынке. А сегодня мы уже имеем десятки закрытых интернет-магазинов и сотни магазинов реальных, которые постигла та же судьба. Причем поток новостей не спадает: ежедневно мы узнаем, что очередной магазин закрыли за сокращение ассортимента или интернет-магазин – за указание цен в «условных единицах». Плюс невнятная история с блокировкой интернет-сайтов, препирательства с Россией и т.д.

Складывается впечатление, что власти стараются показать свою силу сразу всем: интернет-ресурсам, торговому бизнесу (он у нас на 95% негосударственный) и финансовому рынку. В России официальным врагом определили «гейропу» и США; у Беларуси – свой путь, на роль врага у нас назначена Россия и белорусский бизнес. Почему Россия? Потому что все видят, как падает российский рубль, и все знают, что большинство продукции белорусских предприятий продается в Россию. Почему национальный бизнес? Да потому что он за 20 последних лет так и не стал в стране достаточно влиятельной силой. Все помнят высказывание президента про «вшивых блох» – даже те, кто не знает, что в Беларуси 80% предприятий остается в госсобственности.

Начали власти с показательного закрытия торговых сетей – за недостаточное количество белорусских товаров в ассортименте. И плевать чиновникам, что телевизоры «Горизонт» дороже иностранных и намного ниже качеством – а потому не конкурентоспособны. Приказано разгрузить склады – значит, делать это будут за счет частных торговцев, их не жалко.

Напомню, что началась нынешняя кампания с того, что Совет министров специальным постановлением предупредил магазины: если они будут повышать цены и сокращать ассортимент, они будут закрыты. А замминистра торговли Ирина Наркевич сообщила, что магазинам, в том числе частным, отныне запрещается закрываться без согласования с администрацией района. Остался один шаг – и будет точно как в советские времена конца 80-х: очереди за туалетной бумагой, молоко, сыр и носки по карточкам, и не больше двух батонов в одни руки.

Что происходит с валютой, что творится на финансовом рынке, – известно всем. Но вот что тут важно и что не лежит на поверхности. Практически во всяком продукте, который мы покупаем в белорусских магазинах, есть импортные составляющие, а их приходится закупать за валюту. Соответственно, нынешние ограничения на покупку валюты (30%-й сбор и прочие меры) напрямую грозят пустыми полками, либо кучей закрывшихся без всяких согласований магазинов, но в любом случае – большими убытками для бизнеса. Однако пока, не думая о последствиях, власть пытается удержать относительно стабильную ситуацию на валютном и потребительском рынке и избежать паники. Минторг вдруг из малоизвестного министерства, едва не закрытого год назад, превратился в зловещую организацию, которая лихо закрывает магазины и интернет-порталы.

Однако вот в чем отличие белорусского кризиса от наступившего немногим ранее российского. Когда против России ввели санкции и одновременно упали цены на нефть, падение доходов почувствовали все. А вот в Беларуси ситуация другая: одни коммерсанты, работавшие достаточно независимо, оказались на грани (или уже за гранью) разорения. Другие – приближенные к власти – остаются на плаву и нередко даже выигрывают в сложившейся ситуации. Например, потому что оказались предупреждены об изменениях заранее. В выигрыше оказывается и действующая власть, которая уже получила 30%-ный налог (а в реальности намного больший) и массу политических дивидендов, а также официально-красивую картинку с курсом Нацбанка в 10.900. Заодно можно показать свою власть и заботу о народе, сменив надоевшее людям правительство.

Впрочем, прямым текстом предпринимателей обвинили в «соучастии» в кризисе далеко не сразу. Только 26 декабря на совещании, посвященном экономическим проблемам Беларуси, Александр Лукашенко заявил: «Приняв ряд решений, мы даем себе отчет, что они имеют определенные последствия – в том числе, кроме позитивных, и негативные. Главное сейчас – развитие экономики. Экономика должна работать. Все надо делать во имя работы трудовых коллективов, потому что там наши люди – там то, что мы называем „белорусский народ“, который после праздников и до него должен прийти на рабочие места, работать и получать заработную плату. Вот вся логика. Поэтому сегодня вопрос №1 – это последствия».

При этом президент отметил, что «негодяи-чиновники» ориентируют предпринимателей на ослабление госрегулирования экономики. По его словам, такое поведение будет наказываться, а госконтроль в сфере торговли не будет ослаблен. «Я хочу заявить о том, что тренд, как модно сегодня говорить, на контроль за ценами в стране сохранится навсегда, – подчеркнул Лукашенко. – Мы видим, что сегодня, как мне правительство докладывает и премьер-министр, наши торговые работники, посредники, торгаши и жулье, работающее в этом секторе, стали самыми богатыми людьми в стране! Люди, которые берут товар у предприятия и продают населению и еще кому-то, – они оказываются самыми богатыми! … Мы сделали все для становления нормальной торговли в стране. Даже если завтра не будут больше создаваться торговые предприятия, наличие у нас их – этих торговых предприятий и посредников, баснословное! Мы обойдемся и без новых! Но тех, что функционируют, их заставим работать так, как положено!».

В итоге, впрочем, все свелось к установлению для предпринимателей новых – очень скромных – норм прибыли. «Я уже сказал, если они не услышали, или в правительстве не оценили: 2-3% рентабельности. Возьмем каждый вид товара на контроль, особенно импортные, – подчеркнул Лукашенко. – Поэтому выжидать что-то, что-то где-то припрятать с расчетом на то, что после 9-15-го выбросим и получим баснословные цены и еще карманы больше набьем, не приходится!».

«В конце 2014 года надежды на здравый смысл в экономике были похоронены. Совок восторжествовал окончательно и, боюсь, бесповоротно, – пессимистичен в своих рассуждениях экономист Ярослав Романчук. – Маски сброшены. Притворство ни к чему. Широким шагом на союзные просторы России и Беларуси возвращается Советский Союз. Нет сомнения, что Евразийский экономический союз не может быть другим».

По мнению Романчука, белорусский президент просто не понимает, что такое «свободный рынок», зачем и кому нужны свободные цены. «Лукашенко до сих пор не понимает суть предпринимательства. Он презирает предпринимателей. Для него предприниматели = коммерсанты = жулье, – говорит экономист. – А в условиях кризиса предприниматели, малый бизнес, с точки зрения руководителя страны, вообще становится классовым врагом. … Лукашенко посылает четкий сигнал инвесторам: “Хотите у нас работать? Дайте нам ваши деньги – и ждите, пока мы посчитаем нужным вам заплатить дивиденды”».

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий