Прошел через Печи: «До сих пор страшно вспоминать…»

Криминал

дедовщина там была всегда

3 октября всю Беларусь всколыхнула новость о том, что в военной части Печи Борисовского района было найдено тело солдата-срочника Александра Коржича. Дело получило огромный общественный резонанс, и Министерство обороны было вынуждено выступить с официальным заявлением. Полный текст сообщения ведомства можно узнать здесь.

Контроль за самым громким уголовным делом последних дней взял лично Александр Лукашенко.

Александр Коржич. Фото из соцсетей
Александр Коржич. Фото из соцсетей

Мы же пообщались с жителем Витебска Алексеем, который тоже «прошел через Печи» пятнадцать лет назад  и сегодня вспоминает, что дедовщина там была всегда.

Сдачи не дашь – слабак

«В 2002 году меня призвали на службу в Минск, а перед этим отправили на полгода в «учебку» в Печи, – рассказал Алексей. – Туда мы, солдаты, попали из разных воинских частей, но очень быстро сдружились. Например, я тесно общался еще с тремя парнями: только вместе можно было противостоять солдатам из старшего призыва. «Деды» старались бить так, чтобы на лице не осталось и следа, а твоя главная задача была – уметь постоять за себя. Даже если ты не был физически сильнее, но смог хоть как-то ударить в ответ, тебя уже будут уважать. А если сдачи не дашь, то слабак. Раз и навсегда».

Поскользнулся и упал на эмалированную кружку

По словам Алексея, когда он служил в Печах, «дедушки» регулярно «поучали» молодежь, но денег не требовали, единственное – с ними нужно было делиться посылками из дома и сигаретами. А если у кого-то в результате потасовки получался синяк на лице, то вся рота как под копирку писала объяснительные. Например, что пострадавший был в наряде по столовой, во время уборки поскользнулся, упал на эмалированную кружку, в результате чего у него на скуле образовался синяк, который перешел на глаз.

«Не берусь утверждать, что именно произошло с погибшим Александром, но допускаю, что в армейском коллективе может случиться что угодно, – рассуждает Алексей. – Какие порядки в той или иной роте, зависит, в первую очередь, от офицеров, а также от сержантов, которые остаются с солдатами срочной службы на выходные и на ночь. В наше время солдаты старшего призыва тоже были способны на жестокость, но настолько не перегибали палку: они реально боялись, что их посадят».  

special-forces-2507600_960_720

Сон в противогазах

Витеблянин может рассказать немало «приколов» из армейской жизни. При этом признается, что это сегодня, спустя 15 лет, все произошедшее кажется забавным, а во время службы было совсем не смешно. Например, как вам такой эпизод: если во время занятий при команде «Газы» подразделение не успевало уложиться в норматив, то в противогазах им приходилось не только бежать кросс, но ложиться спать. И так до утра.

Вдохнуть дым возле курилки

Или другой пример: на мытье в бане взводу отводилось 15 минут. А чтобы заслужить от «дедушек» еще пять минут бонусом, нужно было пройти во плацу строевым шагом и хорошо исполнить армейскую песню. Если «старшим» понравится, можно помыться подольше.

«Еще в армии после каждого занятия у нас был предусмотрен перекур, когда все курящие (а таких было абсолютное большинство), отправлялись в «курилку», – рассказал Алексей. – Когда кто-то совершал ошибку на занятиях, то перекура лишались все. А если провинность была небольшая, то шли мимо «курилки», останавливались на 5 минут, чтобы «вдохнуть дым» и дальше направлялись в казарму. Многие благодаря этому, кстати, бросили курить».

Товарищ выключатель…

Даже самое обычное дело в армии умудрялись превратить в целое «представление». К примеру, Алексей вспоминает, как перед отбоем солдат должен был строевым шагом подойти к общему выключателю света в казарме и сказать:

«Товарищ выключатель, разрешите ударить вас по фазе, чтобы товарищи дедушки могли отойти ко сну».

При этом кто-то из старших мог сказать: «не разрешаю», тогда приходилось повторять  все сначала.

ordonanzschuhe-919682_960_720

Про дезертирство

«В мое время нередко в Печах случались побеги. Когда кто-то дезертировал, и не дай Бог еще с оружием, по тревоге поднимался на поиски весь гарнизон, – вспоминает Алексей. – Ночью мы бегали по лесу и искали пропавшего, казалось, если найдем – убьем собственными руками, ведь из-за него нас подняли с кроватей, а отоспаться потом никто не давал – несмотря на тревогу, утром были занятия по плану. До армии я думал, что не смогу уснуть в неудобном положении. Все это ерунда: за полтора года службы научился спать даже стоя».

Конечно, о том, что происходило в армии, парни старались домой не писать, чтобы не расстраивать матерей.

Чудом успели вовремя

«Это было страшно, но так нас учили выживать при любых обстоятельствах,  – рассказал Алексей. – Из-за дедовщины никто не вешался, а вот из-за любви случалось. Например, в моей роте солдат через три месяца после начала службы получил из дома письмо от любимой девушки. Та написала ему, что полюбила другого. Смотрим, а солдата перед отбоем нет в казарме. Бросились его искать по части: а он на дереве на собственном ремне висит. Чудом успели вовремя. До сих пор страшно вспоминать, как мы еще с одним парнем придерживаем его за ноги, а третий товарищ перерезает ремень. К счастью, солдат выжил, его отправили в госпиталь. А прибеги мы на пять минут позже…».

 

Теперь вообще не сплю, потому что знаю, как охраняют

По словам Алексея, в армии хватало всякого, особенно в Печах: такой дедовщины как там, не было нигде.

«Судя по рассказам, за прошедшие со времени моей службы годы, армия стала еще хуже, – подытожил Алексей. – Мне искренне жаль родных погибшего парня и его самого, и очень хочется верить, что найдут настоящим виновных. Но если все, что пишут в интернете, правда, то страшно, во что превратилась армия. В мое время «деды» били, пытались подавить твою волю, унизить, придумывали различные «представления», а сегодня просто отбирают деньги…Правду говорят: раньше спал крепко, потому что не знал, кто меня охраняет, в армии не спал, потому что охранял сам, теперь вообще не сплю, потому что знаю, как охраняют».

Напомним также, что в настоящий момент в Новинках на лечении находится трое военнослужащих.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Pavel Maksimau

    мой папа во времена хрущева был начальником заставы. о таком бардаке даже подумать никто не мог. рассказать им – не поверили бы, что такое может быть
    а нынешнее офицерье – мудаки конченые. они заслуживают одного – пули в башку от своих же солдат. поэтому молитесь, падлы, чтобы не было войны. а то мы сами вас перестреляем, нашим противникам на вас даже патроны тратить не придется
    задумайтесь, “господа офицеры”. хотите получить пулю в спину от своего солдатика или нет

    Ответить
    1. да

      Печи ещё при СССР “славились”. Разогнать эту учебку, или стереть с лица земли.
      Печи – это как печи освенцима, бухенвальда

      Ответить