Легко ли разыскать  фронтовика Раевского

Общество

Газета Дубровенского ройона «Дняпровская правда» призвала читателей помочь установить судьбу офицера  –  фронтовика майора Раевского. Корреспондент ВК предпринял попытку приоткрыть тайну, которую хранит фотография.

 

а фт от

Новые информационные технологии позволяют, не отходя от компьютера на  редакционном столе, осуществить поиск нужного фронтовика. Ведь на момент публикации материала http://www.dubrovno.by/?p=19965  редакция располагала, а ныне и мы имеем,  довольно подробные сведения о предмете поиска.  Начнем  с того, что фронтовая фотография, как сообщает журналист,  сделана в деревне  Бухарино Краснинского района Смоленщины. Из истории этого населенного пункта легко сделать вывод, что она не может быть датирована раньше дня освобождения  деревни  от немецко-фашистских захватчиков. Этот населенный пункт освобожден советскими войсками  в сентябре 1943 года. Майор Раевский, судя по фотографии, к этому времени уже имел орден Красной звезды. На его груди мы не видим знака «Гвардия», следовательно, можем смело исключить поиск героя среди гвардейских частей.

Сайт министерства обороны  Российской Федерации «Подвиг народа» http://podvignaroda.mil.ru/ представляет уникальный и, самое главное, общедоступный информационный ресурс. Он наполнен всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах воинов Великой Отечественной войны.

На запрос по фамилии «Раевский» сайт выдает сведения о более тысячи награжденных. Майоров среди них 11. Четыре из них удостоены ордена Красная Звезда. С этих фамилий и начнем анализ. Первым в списке значится Раевский Олег Александрович. Изучение текста представления к награждению дает основания полагать, что в 1943 году в сентябре месяце он занимал должность начальника штаба 124 кавалерийского полка.

Майор Раевский Василий Григорьевич в сентябре 1943 года воевал командиром 814  разведывательного артиллерийского дивизиона 49-й Армии.

Майор Раевский Николай Львович в 1942 году был награжден орденом Красной Звезды, будучи начальником штаба артиллерии  4-го кавалерийского корпуса. Но к  этому времени ему было 47 лет, и он мало подходит для роли отца двоих маленьких детей. Остальных однофамильцев майора Раевского из дальнейшего поиска можно тоже исключить, так как к сентябрю 1943 года они не имели наград.

Аналогично проходим по списку офицеров, удостоенных ордена Красной Звезды в воинском звании капитан, ведь офицер мог быть награжден до присвоения  воинского звания старшего офицера.

Капитанов – орденоносцев  в базе данных много – 29 человек (http://podvignaroda.mil.ru/podvig-flash/).

Награжденных орденом Красная звезда намного меньше – 11 человек. Но этот  список  легко сократить, если убрать из претендентов на поиск молодых офицеров в возрасте до 25 лет. Таких набирается 8 человек. Каждую фамилию необходимо проверить по такой же методике, как это было сделано в отношении Раевских в воинском звании “майор”. Работа большая, но иного выхода у нас нет. В этом плане редакция поступила правильно, обратившись за помощью к Интернет–сообществу. Для людей, имеющих навыки подобной работы, это занимает один вечер. Утром полезно вернуться к анализу поиска. Практика показывает, что за ночь, переосмыслив имеющиеся материалы, вы увидите «мелочи», на которые поначалу не обратили внимание. Например, такие как эмблемы артиллериста на погонах майора. Это позволит сразу исключить из списка летчиков, танкистов, частично кавалеристов–конников и саперов. Полезно задать самому себе и такой вопрос: кто из старших офицеров во время боевых действий имел возможность сфотографироваться и изготовить фотографию на память деревенской девочке? Такой роскошью в 1943 году  мог располагать военный журналист уровня армейской или фронтовой газеты. Доступно этот было и офицеру политотдела дивизии, где изготавливались фотографии для вручения партийных билетов. Имели возможность воспользоваться фотолабораторией и  военные инженеры частей армейского подчинения, которые готовили для высокого начальства фотопанорамы переднего края противника. В этот список внесем и командира разведывательного артиллерийского дивизиона армейской артиллерии. В его подчинении были разбросанные по фронту станции звуковой разведки, РЛС, метеопосты и «свои» средства авиационной  разведки.  Фотопленки  с самолетов–разведчиков проявлялись в фотолабораториях, тут же оперативно делались нужные фотоснимки, которые подлежали дешифровке специалистами. Дальше путь нужных фотографий лежал в пушечные батареи калибра 155 мм, выделенные для контрбатарейной борьбы, ими обеспечивались и общевойсковые штабы.

Методом исключения уберем из списка те воинские части и соединения, которые в 1943 году не воевали на Западном  Фронте.

Остановим свое внимание на 49-й Армии. В ходе Смоленской операции она во взаимодействии с 33-й армией 13 августа освободила Спас-Деменск. К 20 августа армия вышла на рубеж Цирковщина — Зимцы. Возобновив 28 августа наступление, армия преодолела леса южнее Ельни, форсировала реки Десна и Сож, 28 сентября освободила Мстиславль и к началу октября вышла к реке Проня в районе Дрибина, где перешла к обороне.

«Квартировать» в деревне Бухарино командир 814 армейского  разведывательного артиллерийского дивизиона во время наступательных боев  осенью 1943 года вполне мог. Для верности просмотрим представление к награждению орденом Красная Звезда  кавалериста  майора Раевского  Олега Александровича. Обратим внимание, что до награждения орденом Красной Звезды  в сентябре 1943 года он уже имел две высокие награды – орден Красного Знамени и орден Отечественной войны II степени. Маловероятно, чтобы фронтовик с такими наградами, каждый день видевший перспективу ранения или гибели, запечатлел себя без этих орденов.

Таким образом, на этом этапе поиска я придерживаюсь версии, что мы должны разыскивать родственников командира разведывательного артиллерийского дивизиона  майора Раевского Василия Григорьевича, 1909 года рождения, национальность зырянин, призван в РРКА в 1930 году из Красноярского края.

фото зырянин

12 сентября 1943 года он был представлен к награждению орденом Красная Звезда. 22 сентября представление утвердил Командующий артиллерией, и в тот же день он мог вручить своему подчиненному  награду. Скорее всего, по такому  случаю фронтовик и сфотографировался с  первым орденом на груди вместе с девочкой.  Иными наградами офицер награжден не был.

В этой связи есть необходимость проверить награды  у  офицера с такой же фамилией и таким именем, которого штабные писари могли провести в документах как имеющего отчество «Георгиевич». Такие ошибки ( описки) встречаются в архивах очень часто. Не исключение и наш случай.  Второй награды ( орден Отечественной войны I степени ) майор Раевский удостоен как Василий Георгиевич.

зырянин Георгиевич

В списках погибших или без вести пропавших оба Василия Раевские  не значатся (http://obd-memorial.ru/html/default.htm).

Нет этих фамилий и в списках фронтовиков, удостоенных ордена Отечественной войны в 1985 году. Видно, не судьба была дожить орденоносцу Раевскому Василию Григорьевичу (Георгиевичу) до 75–летнего возраста.

Однако, поиск надо продолжать. Может быть, все на самом деле было совсем не так. Я представил вниманию читателей лишь личный опыт работы в электронных архивах. Вполне может случиться так, что истинный ответ о личности фронтовика лежит в совсем  иной плоскости исследования его фронтовой биографии. Или знакомства с печатными версиями книг “Память. Красноярский край”. Может, кто-то с читателей “Витебского курьера” поможет в поисках?

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий