14 июля состоялась долгожданная презентация росписи во дворе арт-пространства на ул. Толстого, 7.
Ещё в прошлом месяце стену арт-пространства по адресу ул. Толстого, 7 украсила роспись в виде картины Лазаря Лисицкого “Фигурин “новый”. И вот, наконец, настал тот момент, когда художники смогли представить публике свою работу. Для художников А. Леваднего, К. Дёмчева, П. Балашовой, И. Сидорова и С. Дроздова это был нелегкий труд, но они прекрасно справились со своей задачей, подарив нашему городу еще одну достопримечательность.
Идея выбора картины для украшения стены арт-пространства принадлежала директору музея ВЦСИ Андрею Духовникову. И этот выбор был не случайным.
Художник Лазарь Лисицкий, известный также как Эль Лисицкий, за свое краткое время пребывания в Витебске стал целой эпохой в его художественной жизни.
Лазарь Лисицкий провел здесь всего 1,5 года. Прибыв в город по приглашению Марка Шагала, художник преподавал в Витебском народном художественном училище. В здании, расположенном на ул. Правды, 5 он вел мастерскую архитектуры и печати. Прибыв сюда в качестве мастера еврейской детской книги, Лазарь Лисицкий покинул Витебск печатником, овладевшим всеми доступными на тот момент печатными техниками.
Огромная заслуга Лазаря Лисицкого для города состояла и в том, что именно ему принадлежала инициатива пригласить в Витебск Казимира Малевича.
Фигурин “новый” был создан художником в 1920 году вместе с другими эскизами для всемирно известной футуристической оперы “Победа над Солнцем”. Фигурин в ней является финальной фигурой, победителем, утверждающим торжество над всем привычным и устаревшим.
Опера “Победа над Солнцем” известна во всем мире, так как является энциклопедическим примером футуристической оперы. В 1920 году она была поставлена в Витебске группой УНОВИС, чей 95-летний юбилей отмечается в этом году, членом которой являлся и Лазарь Лисицкий. Визуальное оформление “Победы над Солнцем” принадлежит К. Малевичу, музыка для нее написана М. Матюшиным, а текст – А. Кручёных. Трудно представить себе, как выглядела ее постановка в 1913 году, ведь декорации для ее воплощения были поистине впечатляющими. На самом деле, модели, разработанные для оперы, должны представлять собой электромеханические конструкции, но в то время развитие техники не позволяло осуществить задумку авторов. И до сих пор “Победа над Солнцем” так и не получила своего воплощения в свете стремительного технического прогресса.
Художники А. Левадний, К. Дёмчев и П. Балашова в качестве презентации своей росписи представили также перфоманс, в ходе которого “возвратили” городу имя Лазаря Лисицкого.
Огромную благодарность Витебский центр современного искусства выразил фирме “MAV”, предоставившей краски для создания росписи.