некоторые подробности суда
Вчера в суде Витебского района рассматривалось административное дело по обвинению Елены Шабуни и Вячеслава Лазарева по статье 22.9 части 2 КоАП Республики Беларусь «Hарушение законодательства о средствах массовой информации».
Елена и Вячеслав обвинялись в том, что незаконно изготовили и распространили продукцию средств массовой информации, а именно, ролик под названием: «Калгас прапілі». Вёска ля возера, а вады няма!, размещенный на сайте телеканала Белсат 6 февраля 2018 года.
Елена Шабуня рассказала, что она являлась доверенным лицом кандидата в депутаты Елены Янушковской, вместе они объезжали избирательный округ, знакомились с людьми, беседовали, выясняли проблемы жителей деревень. Занимались тем, что и должен делать кандидат в депутаты. При этом Елена могла записывать разговор на видео, которое впоследствии выкладывала на своих страничках в социальных сетях. О том, когда конкретно они были в деревне Топорино, Елена пояснить затруднилась.
Вячеслав Лазарев в этих поездках был в качестве водителя, однако не расставался со своим фотоаппаратом. Как и любая современная техника, его фотоаппарат может делать видео, но Вячеслав преимущественно фотографировал.
Свидетель, Инна Тихоненко, показала, что встречалась с кандидатом в депутаты и её доверенным лицом в деревне на улице, рассказывала им о деревенских проблемах. О том, велась ли в этот момент съемка сказать затруднилась, но она не была против того, что видео с её участием появилось в сети интернет. И вообще, была довольна тем, что на их проблемы обратили внимание, «приезжайте ещё», говорила свидетель.
Были зачитаны также показания других жителей деревни Топорино, зафиксированные в милицейских протоколах, о том, что у них брали «интервью» помощники кандидата в депутаты. По фотографиям жители узнавали Елену Шабуню и Вячеслава Лазарева.
В начале процесса Елена Шабуня ходатайствовала приобщить к делу копию протокола об административном правонарушении, который она получила по почте вместе с обращением к министру внутренних дел Игорю Шуневичу за помощью, так как никто не смог прочитать бумагу, составленную его витебскими подчиненными.
Документы были приобщены к делу.
Также Елена Шабуня и Вячеслав Лазарев ходатайствовали об участии в процессе их представителя правозащитника Павла Левинова. Суд в этом отказал обвиняемым, сославшись на норму закона, что защитником в суде может быть либо родственник, либо адвокат. Странно, ведь Статья 62 Конституции Республики Беларусь говорит о том, что «каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде ‹…› Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается»
Каким образом обвиняемые распространяли видео через сайт Белсата судом не выяснялось, поэтому какое отношение они имеют к заявленному автору материала Андрусю Такиндангу осталось загадкой.
Фактически суд выяснял, были или нет Елена Шабуня и Вячеслав Лазарев в деревне Топорино Витебского района и брали или нет «интервью» у жителей деревни.
По ходатайству представителя УВД, к делу была приобщена милицейская оперативная съемка, которая велась, по словам милиционера, примерно с 300 метров от места события. Велась ли при этом видеозапись разговора с жителями деревни и какая это деревня разглядеть сложно. Однако, по словам судьи Михаила Николаевича Зубени, можно видеть в руках Вячеслава Лазарева штатив.
По поводу слежки за кандидатом в депутаты у присутствовавшей на заседании суда Елены Янушковской сложилось собственное мнение:
Это нарушение моих прав и прав избирателей, они не имели права за мной следить, мешать и людей запугивать. Я буду обращаться в суд по этому вопросу.
По просьбе представителя УВД, к делу были приобщены материалы про телеканал Белсат, о том, что Белсат не аккредитован в Беларуси и не имеет своего корпункта, следовательно, работать журналистам этого СМИ в Беларуси запрещено. Однако, как было указано в документе, телеканал смотрят более 4% жителей Беларуси, 2,7% — регулярно.
Елена Шабуня сделала запрос на Белсат, оттуда в адрес суда пришел официальный ответ, что ни Елена Шабуня, ни Вячеслав Лазарев на телеканале не работают.
Приговор суда казался очевидным, не было представлено ни одного доказательства, что обвиняемые распространяли через телеканал Белсат свои материалы. Как было сказано выше, судебное следствие свелось к выяснению, снимали на видео жителей деревни или нет. Кроме того, ролик Белсата смонтирован, он состоит из разных кусков видеосъемки. О том, что Елена Шабуня и Вячеслав Лазарев изготавливали ролик, то есть, монтировали его, озвучивали, снимали диктора в павильоне, занимались тем, в чем конкретно их обвиняют, речь на судебном заседании вообще не шла.
Однако суд Витебского района оштрафовал Елену Шабуня на 20, а Вячеслава Лазарева на 22 базовые величины. Обжаловать судебный вердикт можно в установленном законом порядке.
А о том, что витебские журналисты были оштрафованы за фотосессию возле бывшего Дома металлистов по улице Энгельса, читайте здесь.
Да ладно. Опять начальник плохой, а рабочие — хорошие. Так не бывает. В банкротстве «виноваты все». И зря оппы на «выборы» поперлись. И в суд не надо было ходить и признавать его вообще с материалами не знакомиться.
Виноваты все, но осудили конкретных людей
Такого почти в любой деревне можно наснимать.Везде разруха и нищета.
В том и дело. А власть занимается троллингом: виноваты те, кто рассказывает о проблемах
Никакая власть не заинтересована в правде.Любая власть-это кровь,ложь и быстрое обогащение.А правда всему этому мешает.